Posted 30 марта 2014,, 20:00

Published 30 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:27

Updated 8 марта, 04:27

Дадут добро?

30 марта 2014, 20:00
Армения уже выполнила более 70% обязательств по «дорожной карте» вступления в Таможенной союз (ТС), а остальные находятся в процессе реализации. Об этом заявил президент страны Серж Саргсян. В армянском МИДе не исключают, что договор о вступлении в Таможенный союз может быть подписан уже в мае. Спешить с интеграцией эт

В Ереване подчеркивают значительные выгоды от предстоящего присоединения к Таможенному союзу, что Москва весьма убедительно продемонстрировала, предоставив Армении в конце прошлого года существенные скидки на газ и обнулив экспортные пошлины на нефтепродукты и необработанные алмазы. «Экономическая интеграция существенно расширяет возможности развития страны. Осознание этого факта лежит в основе нашего решения о вступлении в ТС», – отметил глава армянского государства Серж Саргсян.

Напомним, недавно под грядущее вступление Армении в ТС Москва и Ереван подписали межправительственное соглашение, в соответствии с которым армянская сторона получила 30-процентную «интеграционную скидку» на российский газ, цена на который была снижена с 270 долларов за тысячу кубов до 189 долларов. Данная сумма значительно ниже стоимости газа для европейских потребителей. Это позволит Армении экономить до 140 млн. долларов ежегодно (которые «Газпром» соответственно недополучит). Одновременно были отменены и таможенные пошлины (в размере 6,5%) на поставляемые в Армению нефтепродукты и необработанные алмазы.

Что получает взамен Россия, чей бюджет и без того трещит по швам, а тарифы на газ для населения ежегодно повышаются, – не совсем понятно. По сути, наши власти платят лишь за то, чтобы получить в Закавказье надежного геополитического союзника, на территории которого, кстати, расположена российская военная база № 102. То, что интеграция Армении в ТС будет без восторга воспринята в соседнем Азербайджане, нас, похоже, не сильно заботит. Главное – в условиях обострения отношений с Западом получить надежный военный плацдарм в Закавказье. И тут уж за ценой мы, как водится, не постоим.

Между тем намерение вступить в Таможенный союз (притом что отношения России с Западом сейчас серьезно испорчены из-за «крымского вопроса») вызывает восторг далеко не у всех в Армении. Лидер армянской оппозиционной партии «Наследие», экс-кандидат в президенты Армении Раффи Ованнисян, выступая на пленарной сессии Европейской народной партии (ЕНП) в Дублине 5–7 марта, выразил солидарность с «выбором» украинского народа и призвал официальный Ереван отказаться от вступления в ТС. В последнее время в этой стране все чаще говорят о возможности своего «майдана», то есть повторения событий, аналогичных киевским. Оппозиционные партии, недовольные политикой нынешнего руководства страны во главе с Сержем Саргсяном, в частности, указывают, что проводимая пенсионная реформа сильно ударит по карману населения. Кроме того, не все в Армении, имеющей большую диаспору в западных странах, хотят ссориться с США и Европой из-за вступления в экономический союз с Россией. Отметим, что только во Франции проживает 800 тысяч этнических армян, а в США – почти полмиллиона.

Тем не менее вопрос о принятии Еревана в Таможенный союз, по сути, можно считать предрешенным. «Потеря Украины как одного из потенциально наиболее значимых партнеров и рынка в рамках ТС сильно ударила по престижу организации. Хотя западные санкции пока можно назвать скорее условными, тем не менее Назарбаев и Лукашенко, как опытные политики, чутко улавливают такие сигналы и в дальнейшем будут стараться диверсифицировать свои связи с Россией. Что касается Армении, то у нее сейчас просто нет другого варианта, кроме как следовать по пути дальнейшей интеграции с Россией. Прежде всего из-за проблем с Азербайджаном вокруг Карабаха. Ереван не может остаться один на один с Азербайджаном, который в случае необходимости просто его проглотит. Армянское руководство сейчас будет делать все, что скажут в Кремле. Скажут войти в Таможенный союз – войдут, скажут выйти – выйдут», – сказал «НИ» политолог Дмитрий Орешкин.

"