Posted 30 марта 2010,, 20:00

Published 30 марта 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:51

Updated 8 марта, 06:51

Два на ум пошло

Два на ум пошло

30 марта 2010, 20:00
Можно ли верить официальной статистике? На этот вопрос пытались ответить вчера известные экономисты, собравшиеся за «круглым столом», чтобы обсудить, насколько государственный учет соответствует действительности. Однозначного ответа так и не нашлось. Большинство экспертов сошлось на том, что верить можно, но руководств

Обсуждение, проходившее в рамках традиционного Экономического клуба ФБК, началось с напоминания известной фразы из романа «Двенадцать стульев»: «Статистика знает все». Однако первый же участник дискуссии, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, подверг это утверждение большому сомнению. По мнению экономиста, официальная статистика не слишком помогает ориентироваться в процессах, которые идут в экономике страны. Он перечислил ряд последних данных по промышленному производству, торговле, инвестициям, которые продемонстрировали не только разную динамику, но и противоположное направление движения. Растем мы или падаем, из этих данных совершенно непонятно.

В начале этого года Росстат еще добавил неопределенности, поменяв методологию расчета динамики индекса промышленного производства. «По признанию Минэкономразвития, искажение в виде добавки к январю этого года составило более 5%, – заметил эксперт. – Учитывая, что в этом месяце рост промпроизводства к январю 2009 года составил 7,8%, пять процентов сверху – это очень много».

Чтобы прояснить состояние экономики, г-н Николаев предложил рассмотреть некоторые неофициальные индикаторы. Одним из них является разница между официальной ставкой рефинансирования ЦБ и банковскими ставками. «Если в экономике все в порядке, размеры ставок близки, но когда начинаются неприятные моменты, разница в ставках довольно сильно возрастает. Это показатель того, как банки оценивают риски в экономике», – пояснил экономист. По приведенным им данным, в январе–феврале 2009 года, на пике кризиса, разница ставок составляла 4,4%. Потом она немного снизилась, но в начале этого года вновь начала расти. Сейчас она составляет 4,2%. Еще один неофициальный индикатор – количество безработных на одно вакантное рабочее место. Этот показатель неизменно растет. В начале прошлого года он составлял 20,2 человека, в начале этого – 24,1. Последние данные на конец февраля – 28 безработных на одну вакансию. Напомним, что официальная безработица у нас при этом ниже, чем весной прошлого года. «Обращение к таким показателям позволяет сделать вывод, что ситуация остается крайне неустойчивой, говорить о том, что кризис закончился, преждевременно. Наш прогноз по ВВП на это год – минус 2%», – заявил г-н Николаев.

Директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко привел свой прогноз развития экономики в этом году, одновременно продемонстрировав расхождения, которые могут иметь даже совершенно правильно посчитанные цифры и реальное положение дел. «Мы подсчитали: если вся экономика страны замрет на уровне четвертого квартала прошлого года и весь 2010 год пролежит на этом уровне, то просто в силу сопоставления год к году рост ВВП в 2010-м составит 3%, – сообщил экономист. – Все, что выше 3%, говорит о том, что экономика будет расти, все, что ниже – о том, что будет падать». Таким образом, прогноз Минэкономразвития о росте ВВП на 3,1% в этом году, по сути, означает, что экономика будет стоять на месте. А ведь власти называют свой прогноз началом восстановления. «Наш прогноз на 2010 год – от нуля до минус 1%, – сообщил г-н Алексашенко. – Ключевыми факторами здесь являются снижение реального объема бюджетных расходов, укрепление рубля, которое, видимо, будет продолжаться, и растущий импорт, который будет отъедать часть от нашего ВВП. Факторов, которые будут играть в пользу роста, мы пока не видим».

Немало нареканий прозвучало по поводу больших задержек с появлением официальной статистики за тот или иной период. Любой интересующийся экономикой человек знает, как долго порой приходится ждать тех или иных данных. «Понимаю аналитиков, которые хотят судить о ситуации в стране по оперативным данным, но это чрезвычайно сложно, иногда невозможно, – пояснила заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Ирина Масакова. – Каждый показатель отражает одно явление или событие, и соединить их в систему бывает непросто». По словам представителя Росстата, чтобы привести все в систему, нужно строить модель, которая у нас в силу нестабильности экономических показателей и слабого финансирования статуправления пока отсутствует. Как это будет в будущем, зависит от отношения правительства. «Информация – дело дорогое. Здесь большую роль играет финансирование и кадровый потенциал», – заметила г-жа Масакова.

На вопрос «НИ», так верить нам все же или нет официальной статистике, стопроцентной убежденности ни в одном ответе не прозвучало. «По основным показателям официальной статистике верить можно, – считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Я пользуюсь, например, данными по инфляции и считаю, что это более-менее достоверная информация, хотя есть и другие расчеты, где показатели несколько иные». В итоге экономисты сошлись на том, что другой статистики у нас все равно нет, так что надо использовать ту, что имеется.

"