Posted 30 марта 2009,, 20:00

Published 30 марта 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:34

Updated 8 марта, 07:34

У двадцати нянек

30 марта 2009, 20:00
Завтра в Лондоне соберутся главы двадцати наиболее развитых стран, чтобы продолжить начатый в конце прошлого года разговор о том, как справиться с бушующим кризисом и как потом не допустить его повторения. Официально саммит откроется 2 апреля, однако уже в среду произойдут важные встречи лидеров государств. Россия напр

Это уже вторая встреча «большой двадцатки», первая состоялась в ноябре прошлого года в США. Тогда страны лишь обозначили план совместной работы и контуры некоторых возможных решений. От нынешнего саммита ожидают уже чего-то более конкретного. Дмитрий Медведев заявил, что лично он едет в Лондон с намерением вместе с коллегами найти пути выхода из сложившейся ситуации. «Задача всех лидеров заключается в том, чтобы найти на этот кризис адекватные ответы», – сказал он в интервью западному телевидению.

Россия уже выслала участникам саммита ряд предложений, которые, по словам помощника президента Аркадия Дворковича, будут официально изложены главой государства во время его выступления. Ожидается, что часть этих предложений войдет в итоговый документ встречи. По словам г-на Дворковича, Россия ждет от саммита решения трех вопросов. Во-первых, реформирования системы финансового регулирования, в частности, изменения стандартов регулирования банковской системы, финансовых рынков, рейтинговых агентств и системы компенсации менеджерам. Во-вторых, РФ инициирует дискуссию о новой валютной системе и, в-третьих, предлагает увеличить финансирование МВФ и провести реформу этой финансовой организации. Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг считает, что для России «двадцатка» – это хороший способ элегантно ограничить монополию США и Европы в международных финансовых отношениях. «Мы нуждаемся в глобальном регулировании, но шансов на компромиссное решение мало, поскольку те, кто правит, тоже не хотят уступать, – заметил «НИ» эксперт. – Что касается предложений России, то усиление финансового контроля – это правильная вещь, равно как и большее участие нашей страны в международных финансовых институтах. Идея создания наднациональной валюты в принципе хороша, но прежде чем она воплотится, придется пройти долгий путь».

Между тем детали проекта итогового коммюнике «двадцатки» уже просочились в британскую прессу. В документе, опубликованном вчера Financial Times, содержится 24 пункта, лишь треть из них посвящена мерам по возобновлению роста экономики. Тем не менее, по мнению авторов коммюнике, уже предпринимаемые странами меры «фискальной экспансии» приведут к росту глобальной экономики на 2% и созданию более 20 млн. рабочих мест по всему миру. Возобновление роста мировой экономики прогнозируется к концу 2010 года.

Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин считает, что круг решений, которые может принять «двадцатка», ограничен. «Есть вопросы, о которых сравнительно легко договориться. Это касается координации действий Центробанков по поддержанию уровня своей валюты, бюджетной политики стран, – сообщил «НИ» эксперт. – Найти решение по остальным вопросам гораздо сложнее. Я бы рассчитывал на демонстрацию согласия и небольшие меры». Тот факт, что большая часть вопросов «двадцатки» касается не текущего положения дел, а будущего, ученый объясняет сложностью создания единого рецепта преодоления кризиса. «Я не вижу, что они могут решить относительно выхода из кризиса. Меры в разных странах необходимы разные. Для одних печатание денег и вливание их в экономику – положительная мера, потому что у них дефляция, но мы с инфляцией 14% себе такого позволить не можем», – считает ученый. По его словам, коммюнике «двадцатки» – это демонстрация воли к принятию решений, но, учитывая международную бюрократию, раньше, чем за 2–3 года, найти подходящее решение не получится. «Мы сами выходим из кризиса, и решения «двадцатки» по этому вопросу для нас мало что значат, – продолжает эту мысль Руслан Гринберг. – Наша главная проблема в том, что мы упускаем шанс перестроить свою промышленность, в то время как сейчас за рубежом можно купить дешевые машины и оборудование».

"