Posted 30 марта 2005,, 20:00

Published 30 марта 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

«Параграф был приписан»

30 марта 2005, 20:00
Вчера председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Оганес Оганян заявил, что верхняя палата парламента «безоговорочно поддерживает» решение президента о снижении срока исковой давности по приватизационным сделкам на семь лет. Осторожные в оценках бизнесмены до сих пор не могут понять, что имел в ви

Напомним, что свое решение о сокращении срока давности по приватизационным сделкам президент огласил на состоявшейся неделю назад встрече с бизнесменами. На следующий день правительство получило распоряжение о подготовке соответствующего законопроекта.

Решение президента для членов правительства было, судя по всему, неожиданным. Так, еще в начале января министр экономики Герман Греф заявил, что его ведомство не будет предлагать правительству ни ограничения срока давности по приватизационным сделкам, ни налоговой амнистии. «Я считаю, что ни та, ни другая инициатива невозможна», – сказал министр и при этом отметил, что в противном случае нужно будет «половину Гражданского кодекса переписать». Видимо, именно этим сейчас и придется заняться профильным министерствам, причем в срочном порядке. Как заявил вчера Оганес Оганян, уже в эту весеннюю парламентскую сессию соответствующие изменения в Гражданский кодекс должны будут поступить в парламент. «Оппоненты у этого законопроекта вряд ли будут, и если не в весеннюю, то в осеннюю сессию законопроект будет точно принят», – подчеркнул он. Г-н Оганян также назвал предложение президента «политическим решением, полностью устраивающим и бизнес, и парламент». «Эти предложения направлены на стабильность института собственности, создание позитивного инвестиционного климата, гарантии самой собственности», – выразил уверенность сенатор. Впрочем, с последним утверждением согласны не все представители бизнеса.

«Никакого успокоения эта мера не внесет», – сообщил вчера на пресс-конференции президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. По признанию Андрея Бунича, «похоже на то, что параграф о приватизации был приписан в последнюю минуту». Во-первых, по словам президента союза, поправки в Гражданский кодекс не затронут самую скандальную часть приватизационных сделок – залоговые аукционы, поскольку это разные нормы права. Во-вторых, совершенно непонятен механизм самой приватизационной амнистии. По словам г-на Бунича, Гражданский кодекс устанавливает общий срок исковой давности: три года. Закон о приватизации специальных сроков исковой давности не предусматривает. «В то же время в Гражданском кодексе есть статья, предусматривающая десятилетний срок давности по «притворным» сделкам», – пояснил Андрей Бунич. И первыми в этом ряду стоят отнюдь не предприниматели. «Притворные сделки, со сроком давности идут в одном ряду с такими сделками, как сделка, совершенная недееспособным лицом, сумасшедшим или несовершеннолетним, – рассказал глава союза. – Тут смешали в одну кучу приватизацию, залоговые аукционы и зачем-то приватизацию квартир». Кроме того, как уже не раз отмечалось предпринимателями, такие статьи Уголовного кодекса, как мошенничество, злоупотребление служебным положением, корыстный умысел или преступление, совершенное по предварительному сговору, ни под какие сроки давности не попадает. «Мы все понимаем, в случаях приватизации есть много случаев прямого мошенничества и подлога. Доказать предварительный сговор тоже не так уж сложно, так что против любой крупной компании можно устроить показательный процесс», – уверен Андрей Бунич.

Между тем вчера Оганес Оганян сделал еще одно заявление. Он напомнил, что недавно Счетная палата провела анализ приватизации в России за 10 лет и по многим сделкам у этого органа возникли вопросы. Сенатор предложил взять доклад за основу и, пока не поздно, «сформировать списки тех предприятий, по которым государство может подать иски до вступления в силу закона о сокращении срока исковой давности».

"