Posted 30 января 2011,, 21:00

Published 30 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:20

Updated 8 марта, 06:20

Склонить к прогрессу

Склонить к прогрессу

30 января 2011, 21:00
Сегодня на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию речь пойдет об инновационном развитии госкомпаний. Однако тон обсуждению помощник президента Аркадий Дворкович задал еще в конце прошлой недели. Он сообщил, что примерно две трети российских государственных компаний не успели подготовить программ

На сегодняшнем заседании, которое пройдет в Нижегородской области, на правительственном уровне планируется рассмотреть программы 22 компаний, однако, как выяснилось, далеко не все готовы к такому обсуждению. Все сроки вышли еще в прошлом году, но лишь треть компаний в состоянии что-то представить к утверждению руководством страны. Да и это «что-то», как можно было понять г-на Дворковича, мягко говоря, далеко от совершенства. По его словам, одним из самых очевидных критериев оценки является доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в выручке компании. Так вот, если наши предприятия сравнить с иностранными, то только у одного из 22 расходы на НИОКР соответствуют зарубежному среднему уровню. По мнению помощника президента, такая ситуация свидетельствует о достаточно тяжелом положении дел с инновационным развитием. «Даже с учетом роста до среднего уровня в ближайшие три года дотянет еще три-четыре компании», – заметил по этому поводу Аркадий Дворкович.

Почему наши компании не вкладываются в инновации или вкладываются, но крайне мало? Почему этот ресурс не используется при том, что на Западе за счет инноваций уже давно научились зарабатывать большие деньги? По мнению аналитиков, здесь очень много факторов. Так, эксперт независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Анастасия Соснова полагает, что основная причина – это отсутствие свободных денег на развитие. «Государство сейчас испытывает проблемы со средствами, у нас после кризиса дефицит бюджета, – пояснила она «НИ». – Но есть, конечно, и другие причины. По идее можно было бы скооперироваться с зарубежными партнерами, создать какие-то совместные проекты, это было бы эффективно. Но у нас так не принято. Во многом этому препятствует само государство, оно в силу стратегических факторов опасается, что страна станет зависимой от зарубежной техники, и к тому же не хочет, чтобы «враги» что-нибудь узнали о нас. Однако тот же Китай спокойно перенимает опыт, а мы все сами пытаемся совершить инновационный скачок».

Директор Центра стратегического анализа Института инновационного развития Андрей Иванов полагает, что в данном случае речь идет о системной проблеме. «Сегодня компаниям не выгодно вкладываться в инновации, – сказал он «НИ». – Уровень налогооблажения для инновационных компаний сегодня точно такой же, как и для, образно говоря, коммерческих ларьков, торгующих хлебом и колбасой. Выгодней открыть продуктовый магазин, нежели компанию, которая будет разрабатывать компьютерные программы. За годы в обществе сформировалась определенная культура: люди привыкли торговать, а не создавать. В самом обществе нет стремления к инновациям. Так что нет ничего удивительного в том, что многие компании ничего не подготовили. По большому счету инновации никому не нужны. В стране мизерные стипендии, мизерные зарплаты ученым, профессорам, инженерам, причем даже на коммерческих предприятиях. Необходимы шаги со стороны государства по экономическому стимулированию, по поддержке образования, науки».

Некоторые эксперты полагают, что здесь все намного сложнее. Как напомнил «НИ» заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин, еще в 2000 году в правительстве активно обсуждался проект социально-экономического развития страны до 2010 года, где был подраздел, касающийся как раз инновационного развития. Проект предполагал, что в 2007–2010 годах наша экономика станет инновационной, однако результат получился прямо противоположный. «По данным Росстата, в 2000 году доля организаций, осуществлявших технологические инновации в нашей промышленности, составляла 10,6%, – рассказал г-н Сорокин. – В 2008-м их было 9,6%, а в 2009-м – 10%, то есть меньше, чем когда планировали развивать инновации. Вот так мы выполнили все эти программы».

Как пояснил ученый, инновации – это один из инструментов конкурентной борьбы, но очень рискованный. «Если предприниматели, несмотря на все призывы к сознательности, этот инструмент не используют, значит, у них есть другие, более надежные и дешевые», – констатировал г-н Сорокин. По его словам, в России конкуренция идет не за потребителя, а за доступ к чиновнику. Это совершенно иной, отличный от Запада подход к ведению бизнеса. «Допустим, я – предприниматель, олигарх. Спрашивается: я что, больной заниматься инновациями? – рассуждает г-н Сорокин. – Если, конечно, мне государство выкрутит руки, то придется отчитаться. Но отчитываться о внедрении научно-технических новшеств мы научились еще при советской власти. Конечно, нужно вводить налоговые льготы и прочие меры стимулирования. Но может, лучше попытаться сделать так, чтобы использование неэкономических видов конкурентной борьбы стало бы более рискованным, чем использование технологических новшеств?»

"