Posted 30 января 2007,, 21:00

Published 30 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

Сделано в России

Сделано в России

30 января 2007, 21:00
Вчера стало известно о том, что в Самаре по канадской лицензии будет выпускаться турбовинтовой самолет Bombardier Q300. Этот лайнер пополнит длинный ряд иностранных брендов, выпускаемых в РФ. Общее их число перевалило в прошлом году за 1,5 тыс. Российские «иномарки» – это не только автомобили, но и пиво, сигареты, сотн

Да что ни возьми – везде более или менее известное иностранное название. Однако, после того как та или иная марка начинает производиться в России, качество ее меняется нередко не в лучшую сторону. Производители и дистрибьюторы уверяют, что это не так. Независимые эксперты признают: проблема есть. Кто виноват, выясняли «Новые Известия».

Иностранные по названию, но российские по сути товары появились в нашей стране в середине 90-х годов. Однако те, кто думает, что рынок уже занят, заблуждаются. Каждый год появляются сотни новых марок, к которым на Западе давно привыкли, а в России и слыхом не слыхивали. В Роспатенте «НИ» сообщили, что только в 2006 году договор на пользование товарным знаком с иностранными лицензиарами (то есть с владельцами бренда) заключили 1652 российские компании. В 2005 году таких договоров было 948, в 2004-м – 1134, а в 2003-м – 803.

Насколько все эти копии похожи на оригиналы? Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ заверил «НИ», что, «согласно закону о товарных знаках производитель несет ответственность за продукцию и за соответствие тем требованиям, которые он сам предъявляет своей продукции». «Правда, никакой нормы ответственности не установлено, – признает эксперт, – ни имущественной, ни административной. Об уголовной я даже не говорю». Иными словами, за то, что качество оригинала и нашей «копии» находится порой на разных полюсах, компания может расплатиться только своей репутацией.

Адаптация пива

В хорошем супермаркете на одной полке стоят пивные бутылки с одинаковыми этикетками. Только одни как минимум вдвое дороже других. Фокус в том, что первые сделаны «там», а вторые – здесь, у нас. Спрашиваем консультанта: почему такая разница? Неужели сама процедура импорта так поднимает цену? Отвечает, что ввоз, конечно, – дело не дешевое. Но главное не в этом: попробуйте и то, и другое – сами поймете. Разница действительно велика. «Если говорить о пиве, выпускаемом в России, то нередко используется более дешевое оборудование, – рассказал «НИ» аналитик потребительского рынка Владислав Кочетков. – Новые производственные линии не закупаются, а технологии пытаются адаптировать под уже существующие старые линии». По его словам, эти технологические изменения и играют основную роль в снижении качества продукции.

«Когда речь идет о лицензионном производстве, нередко технология бренда меняется даже не в сторону экономичности, а адаптации под вкусовые интересы потребителя», – сообщил «НИ» ведущий аналитик консалтинговой компании Алексей Иноземцев. Специалист рассказал также, что в этом случае некоторые компоненты меняются с разрешения владельца бренда, в результате чего меняется и вкус пива. Так что наша марка и не может порой быть точно такой же, как оригинал.

«Мы не должны в точности копировать технологии иностранцев, – разъясняет специалист одного из пивоваренных заводов, выпускающего по лицензии иностранные сорта пива. – Когда начинается производство лицензионной продукции, технология всегда меняется. При этом обязательно присутствуют специалисты, представляющие владельца бренда». По его словам, принимаются во внимание все составляющие пива: вода из местных источников, используемое оборудование и местное сырье.

«В России не было ни одного случая, когда из-за претензий к качеству пива лицензионный бренд был бы снят с производства», – уверяет пивовар. Ну, хорошо, ничего не нарушается, но напиток-то другой. Взять, к примеру, тот же Guinness, вкус которого очень сильно отличается от настоящего ирландского. «Надо внимательней смотреть на этикетку, – ответили нам. – Мы варим другой сорт пива – Guinness Foreign Extra, а потребители привыкли к вкусу Guinness Extra Stout». Так что марка марке рознь.

Горечь внутреннего состояния

Не желают признавать разницу между оригиналами и копиями и производители сигарет. «Российские представительства табачных компаний регулярно высылают экземпляры продукции в центральные офисы на проверку качества», – сказал «НИ» заместитель гендиректора Ассоциации «Табакпром» Виктор Стефашин. Впрочем, по его словам, некоторые отклонения во вкусе сигарет все же есть, но это опять же адаптация под местные вкусовые потребности населения. «Любой производитель учитывает вкус той или иной нации, а у нас в России люди расположены к крепким табакам, и видимо, производители учитывают эту особенность, – полагает эксперт. – Что же до самого качества, а это уровень смолы и никотина, то они соответствуют требованиям лицензионного бренда».

«Раньше действительно было так, что, например, известные американские сигареты в России изготавливались на порядок крепче, но содержание смолы и никотина все равно соответствовало стандартам США, – пояснила «НИ» эксперт по табаку и табачной продукции Ирина Арсеньева. – Но сейчас все стандарты приближены к европейским. А если и есть отклонения, то они колеблются в минимально допустимых нормативах». Тем не менее, признает г-жа Арсеньева, изменения во вкусе случаются из-за некоторых нарушений технологий. К примеру, говорит она, влияет использование сигаретных машин разных компаний: оказывается, есть разница между немецкими и английскими. «Здесь важно все: какая бумага используется, какой табак, какая набивка у сигареты», – поясняет эксперт. Все так, но как объяснить, что сигареты известных западных марок made in Russia иногда просто горькие? «А горечь – от внутреннего состояния, – объяснила нам Ирина Арсеньева. – Все зависит от того, как чувствует себя ваш организм в тот момент, когда вы курите».

Проверено на кошках

Кого не обманешь – так это братьев наших меньших. Ела киска известную западную марку корма, пока он был действительно импортный, а как стали его производить у нас под тем же названием, перестала. Глава Ассоциации практикующих ветврачей Сергей Середа уверяет, что «особых различий» между российским и западным производством кормов нет. «Я был на заводе под Москвой, где производят по лицензии корма для животных, был на аналогичных заводах за границей. Технология производства и ингредиенты совершенно одинаковые – в Россию они завозятся из-за рубежа», – уверил «НИ» специалист. Правда, оговаривается эксперт, куриные компоненты все же отечественные.

А по мнению эксперта Альянса по правам животных Романа Белоусова, кошачий отказ «может быть вызван двумя причинами. «Или качество действительно ухудшилось, или в производстве использовались отечественные компоненты, которые отличаются по вкусовым качествам от западных», – объяснил он «НИ». По его словам, привередливые кошки, привыкнув к одному корму, никаких изменений не принимают, поэтому обмануть их невозможно.

Не то авто

В 1996 году старт производства Chevrolet Blazer на отечественном заводе ознаменовался тем, что тогдашний премьер Виктор Черномырдин не смог с первого раза захлопнуть дверь елабужского внедорожника. В 2002 году на торжественном открытии совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти тогдашний самарский губернатор Константин Титов не смог закрыть дверь уже Chevrolet Niva. Это случаи, конечно, скандальные. А вообще качество «русских иномарок» много лучше, чем полностью наших машин. Но означает ли это, что оно такое же, как на западных прототипах?

«Все-таки это наши машины, которые делают наши люди, поэтому качество готового продукта отличается, – рассказал «НИ» мастер автосервиса по обслуживанию американских автомобилей Леонид Васильев. – Ни для кого не секрет, что наши люди любят халтуру: там, где нужно гайку закрутить, забьют гвоздь. К тому же металл кузова «американки» в родной сборке более плотный, чем российской. Поэтому при аварии российские иномарки более уязвимы». Правда, это, признает специалист, беда не только нашей сборки, но и любой «не родной».

О вкусах спорят

Вместе с тем, отмечают специалисты, и номенклатура, и качество иностранных брендов нередко задаются особенностями национальных рынков, их степенью взыскательности и сложившимися привычками. «На каждый региональный рынок можно поставлять то, чего на нем раньше не было. Большинство же менее инновационных продуктов подпадает под влияние региональных традиций, и даже гигантские международные корпорации не в силах заставить всех людей в мире покупать одно и то же», – рассказал «НИ» Алексей Иноземцев.

То, что вкусы у всех разные, собственно, и не обсуждается. Но ведь никто не любит, когда ему под видом мирового бренда продают просто плохой товар. «Действительно, во многих сегментах рынка культура производства, уровень оборудования и технологии не позволяют обеспечить стабильность качества, которое характерно «оригинальной» продукции», – резюмирует Петр Шелищ. К этому добавляются и проблемы ментального свойства – даже на закупленных новых линиях, по его словам, «наши умельцы норовят что-нибудь заменить», например, используют более дешевое сырье. «С другой стороны, есть искренняя, но далеко не всегда соответствующая истине вера в то, что наше всегда хуже», – отмечает эксперт. Что ж, даже если это так, то виноват не потребитель, а производитель, который к этому нас всех приучил.

"