Posted 29 ноября 2015,, 21:00

Published 29 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:15

Updated 8 марта, 03:15

Белые пятна «черной пятницы»

Белые пятна «черной пятницы»

29 ноября 2015, 21:00
В России вчера завершилась глобальная онлайн-распродажа «черная пятница». Полные итоги еще не подведены, торговые сети не успели подсчитать прибыль. Акция стартовала в минувший четверг, 26 ноября. Ее участники, более 300 крупнейших отечественных и иностранных интернет-магазинов, заявили о скидках в размере до 80%. Ассо

Эта традиция идет из США, где принято устраивать большую распродажу сразу после Дня благодарения. В отличие от американской практики товары со значительными скидками в России реализуются почти исключительно через Интернет. Специалисты отмечают, что с каждым годом все больше людей предпочитают совершать покупки именно таким образом – это и быстрее, и выгоднее. Правда, в нынешнем году ряд ретейлеров, например, «Снежная королева», «220 Вольт», Finn Flare, «М.Видео» решили выйти за пределы онлайн-распродаж и устроить день больших скидок в своих розничных магазинах.

Проводить сравнение между заокеанской «черной пятницей», феномен которой возник в XIX веке, и российской достаточно сложно. Прежде всего это абсолютно разные масштабы и разного накала ажиотаж. В 2014 году, по данным Федерации розничной торговли США, магазины в эти несколько ноябрьских дней посетили около 133 млн. американцев, потратив на шопинг более 12 млрд. долларов. В ожидании открытия (около 5 часов утра) люди еще с вечера разбивали у входа палатки, чтобы переночевать, приносили с собой еду, термосы с горячим чаем или кофе, пледы. Многие брали отгулы.

Ничего подобного в России, конечно же, нет. У нас первая «черная пятница» состоялась в 2013 году с участием около 80 компаний и привлекла 5 млн. покупателей, посетивших онлайн-центр распродаж BlackFriday. Покупку сделал каждый тридцатый. Средний чек – 3 тыс. рублей. Общий оборот акции составил 300 млн. рублей, что на несколько порядков меньше американских объемов. Впрочем, наши ретейлеры признали эксперимент успешным: число заказов резко увеличилось, равно как посещаемость онлайн-магазинов. Главным хитом продаж стала бытовая техника.

Между тем эксперты обратили внимание на ряд недобросовестных приемов российских продавцов. Прежде всего это завышение изначальной цены, которая затем сбрасывается до среднерыночной. «Многие компании вместо настоящих скидок просто приписывают якобы доскидочную цену и перечеркивают ее, чем наносят себе серьезный репутационный удар», – говорит директор по маркетингу и развитию бизнеса компании «Аудиомания» Тимофей Шиколенков.

Порой покупателям предлагается маловостребованная мелочевка, типа набора адаптеров для телефонов, или залежавшийся товар, например, чехол для гаджета, выпущенного год назад. Кроме того, поскольку техника закупается за границей, из-за очень сильной курсовой разницы некоторые скидки оказываются не столь существенны.

Может быть, поэтому от нынешней «черной пятницы» в России не ждут какого-то рывка. По оценке Тимофея Шиколенкова, в среднем по рынку рост продаж был не таким большим, как в 2014 году. «Все-таки, прошлый год – это прошлая жизнь. Фактически бизнес живет заново с 1 января, мы имеем уже другую валюту, другие зарплаты и другие цены на все», – констатирует эксперт.

«Смысл таких акций понятен: за счет скидок люди могут приобрести товары подешевле, а компании выигрывают за счет оптовых продаж, – заметил в беседе с «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. – Понятно, что когда речь идет о скидках, выбирать особо не приходится, а значит, эта акция не рассчитана на особо требовательного потребителя. Рассуждать насчет соответствия или несоответствия российской «черной пятницы» американскому стандарту я не буду, поскольку покупать бытовую технику людям надо, новые гаджеты взамен вышедших из строя – надо. А тут предлагаются скидки. Что в этом плохого?»

"