Posted 29 ноября 2015,, 21:00

Published 29 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:15

Updated 8 марта, 03:15

Стабильно тяжелое состояние

Стабильно тяжелое состояние

29 ноября 2015, 21:00
В минувшую пятницу первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева (на фото) заявила, что экономическая ситуация в России стабилизировалась и падение замедлилось. Минэкономразвития подтверждает ее слова лишь отчасти: падение прекратилось за счет всего лишь трех отраслей народного хозяйства, в то время как остальные стагнируют или п

По словам Ксении Юдаевой, «первоначальный период адаптации экономики к новым условиям закончился, спад существенно замедлился, происходит определенная стабилизация в экономике». При этом ситуация на рынке труда остается «довольно мягкой», а уровень ВВП растет в течение последних четырех месяцев на 0,1%.

Любопытно, что в своем анализе г-жа Юдаева опиралась на данные мониторинга Минэкономразвития, который подтверждает ее выводы лишь отчасти. Так, положительную динамику показывают только лишь добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, трубопроводный транспорт. Промышленное производство в других отраслях замедляется или падает. «Среди главных аутсайдеров – машиностроение»,– утверждают авторы мониторинга. Основные причины – сокращение потребительского спроса со стороны граждан из-за снижения покупательской способности, со стороны компаний – из-за снижения инвестиционной активности. Сократилось производство в легкой промышленности. В пищевой промышленности растет только производство мяса и сыров, то есть только тех секторов, которых в основном коснулось введение «антисанкций».

Столь же неоднозначным выглядит и другое заявление г-жи Юдаевой: о росте ВВП, который, по официальным данным, в октябре упал на 3,7%, а согласно прогнозам Минэкономразвития по итогам года его падение составит 3,9%.

Среди прочих признаков стабилизации экономики первый зампред ЦБ РФ назвала снижение волатильности курса рубля по сравнению с волатильностью цен на нефть, низкий уровень внешнего долга, при котором «ближайшие выплаты не вызывают беспокойства», а также стабильность банковской системы.

Однако вне комментария г-жи Юдаевой осталось заметное сокращение внешнеторгового оборота – на 34,5% в годовом выражении: экспорт упал на 32,1%, а импорт на 38,3%. В свою очередь сократилось и положительное внешнеторговое сальдо до 10 млрд. долларов за год. Понятно, что экспорт сократился за счет снижения цен на энергоносители – главного экспортного товара РФ. Но также ясно и то, что экспорт является практически единственным источником валютных средств, нехватка которых вновь может оказать сильнейшее влияние на курс рубля при уплате внешних долгов. К тому же объем золотовалютных резервов страны сократился на 4,1%, и теперь он менее 370 млрд. долларов.

«Стабильность» банковской системы согласно мониторингу Минэкономразвития выглядит удручающе. Так, к октябрю 2015 года было ликвидировано 280 банков, в том числе 12 крупных. За 10 месяцев прибыль банковского сектора сократилась более чем в 3 раза с 732 млрд. рублей до 193 млрд. рублей. Число выданных кредитов уменьшилось почти на 12%, а общий объем просроченной задолженности вырос на 15,8%, утверждают в Минэкономразвития.

К тому же следует добавить и ухудшение ситуации на внутреннем рынке. За 10 месяцев 2015 года реальная заработная плата граждан сократилась на 10,9%, реальные располагаемые доходы – на 3,5%, притом, что инфляция с начала года уже составляет 11,2%.

«В конце года нас ждет ухудшение показателей. Не только потому, что цены на нефть остаются низкими, и санкции продолжают действовать, – сказал «НИ» Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК, – Проблема в том, что никуда не исчезли фундаментальные факторы, породившие кризис, – несбалансированность сырьевого и обрабатывающего секторов экономики, государственного и частного капитала, социальной и бюджетной сферы. Поэтому, я считаю, что официальные оценки чрезмерно оптимистичны».

Все больше россиян ощущают кризис

Доля россиян, говорящих об экономическом кризисе в стране, выросла до 72% с 68% в августе, сообщает фонд «Общественное мнение». При этом 15% считают, что сейчас в России кризиса нет (17% в августе). Затруднились ответить 12% участников опроса, проведенного ФОМ 21–22 ноября среди 1500 респондентов в 104 населенных пунктах 53 субъектов РФ. Те, кто говорят о кризисе, видят его проявления в росте цен, инфляции (41%), в снижении уровня жизни людей, маленьких зарплатах и пенсиях (22%), в безработице, сокращениях на работе (16%).
Оценивая свое материальное положение, 38% россиян сказали, что средств им хватает на одежду, а на крупную бытовую технику – нет, еще у 27% есть деньги на питание, но не на одежду. Выросла доля тех, кому не хватает денег и на питание, – 14% сейчас против 9% в августе. Еще у 17% россиян есть средства на бытовую технику, но не хватает на автомобиль. Тех, кто может позволить себе купить автомобиль, – 5%. В целом две трети респондентов (61%) оценивают свое материальное положение как среднее (в августе – 65%), а около трети – как плохое (31% и 24% в августе). О том, что с финансами у них все хорошо, сказали лишь 7% опрошенных (9% в августе). В ближайший год, по мнению 34% россиян, их материальное положение практически не изменится. В лучшее верят 12%, а 30% настроены пессимистично. Затруднились дать прогноз 23% респондентов.
По материалам «Интерфакса»

"