Posted 29 ноября 2010,, 21:00

Published 29 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:27

Updated 8 марта, 06:27

Баррель преткновения

29 ноября 2010, 21:00
Россия и Белоруссия на этой неделе проведут переговоры о размере экспортных пошлин на нефтепродукты, сообщил вчера замминистра финансов РФ Сергей Шаталов. Он отметил: если стороны договорятся, Москва будет готова принять решение о повышении пошлин. По мнению экспертов, на предстоящих переговорах нашу страну могут ждать

С предложением о повышении пошлин на нефтепродукты выступил Минфин РФ, ищущий дополнительные средства на покрытие дефицита федерального бюджета. Как сообщил ранее г-н Шаталов, пошлины могут быть подняты до уровня, который соответствует равной рентабельности с нефтью. По предварительным оценкам, это 85–90% от экспортных пошлин на само «черное золото». Учитывая то, что сейчас размер пошлины на светлые нефтепродукты составляет 75% от ставки на нефть, а на темные – 39%, речь идет о довольно существенном увеличении нагрузки. Против этой идеи выступило Минэнерго. Министр Сергей Шматко заявил, что подобное повышение пошлин «способно ухудшить экономику нефтепереработки в стране», и предложил найти другое решение.

По словам директора Института энергетики и финансов Владимира Фейгина, речь идет не только о повышении экспортных пошлин, но и о том, чтобы привести их размер для светлых и темных нефтепродуктов к общему знаменателю. «Пошлины на темные нефтепродукты были установлены ниже, потому что цены на них ниже и соответственно доходы от их экспорта – тоже. Но это достаточно сомнительная логика, – отметил он «НИ». – В реальности получается, что мы стимулируем экспорт мазута, а наша и без того отсталая переработка не имеет стимула к модернизации». По мнению эксперта, вопрос выравнивания пошлин действительно важен, но с их увеличением нужно быть осторожными. «Есть мнение, что пошлины на нефтепродукты надо повышать, а на саму нефть – снижать. Но вряд ли будет правильно, если мы переложим нагрузку с производителей нефти на плечи переработчиков», – полагает ученый.

Власти пока в раздумье. На прошлой неделе даже появилась информация, что Минфин и Минэнерго договорились не увеличивать, а, напротив, снизить экспортные пошлины на нефтепродукты. Впрочем, министр финансов Алексей Кудрин поспешил заверить, что никакого решения пока не принято. Однако, поскольку Россия теперь является частью Таможенного союза (ТС), она должна согласовать этот вопрос с другими партнерами, прежде всего с Белоруссией. Сергей Шаталов сообщил, что уже идут «непростые переговоры». На этой неделе они пройдут на уровне вице-премьеров двух стран, с нашей стороны это будет Игорь Сечин, с белорусской – Владимир Семашко. По словам г-на Шаталова, если стороны сумеют договориться, значит, «мы будем в высокой степени готовности» принять решение о повышении экспортных пошлин.

Москва предлагает Минску следующий вариант: пошлины на нефтепродукты будут повышены. При этом Россия обнулит в рамках Единого экономического пространства экспортные пошлины на нефть для Белоруссии, если сосед в свою очередь согласится перечислять все доходы от пошлин на нефтепродукты в российский бюджет. За счет этой комбинации РФ предполагает получить немалый выигрыш. Как говорил ранее г-н Шаталов, если подобные изменения будут проведены, Россия «получит деньги, поскольку мы перестанем давать дотацию Белоруссии, а это не мало, это 2 млрд. долларов в год».

Но согласится ли Минск? Три недели назад начальник департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин сообщил, что все участники ТС согласились с тем, что Белоруссия будет перечислять свои пошлины на нефть и нефтепродукты в бюджет РФ, однако в самом Минске единодушия по этому вопросу не было. Например, министр экономики Белоруссии Николай Снопков заявил, что поддерживает предложение России, а первый вице-премьер Владимир Семашко назвал предложенный вариант «крайним, наихудшим» для своей страны.

Владимир Фейгин считает, что, пока баланс интересов двух сторон не ясен, нужно подождать, что скажут переговорщики. А вот заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии ГУ-ВШЭ Алексей Скопин полагает, что предложенный вариант невыгоден Белоруссии, а раз так, Минск может и отвергнуть предложение Москвы, которая, не получив «добро» соседа, не сможет поднять пошлины. «В ТС все таможенные пошлины устанавливаются на внешних границах, и без согласования с Белоруссией наши пошлины установить никак не получится», – пояснил «НИ» эксперт. По его словам, в этом сложность союза, в который вступила Россия. «Теперь каждый раз пошлины нужно согласовывать всеми членами ТС, – заметил г-н Скопин. – Раз все они равноправны, каждая страна имеет право жестко отстаивать свои интересы. Это только вопрос экономического и политического торга и поиска компромисса». Вопрос в том, готовы ли к этому Россия и Белоруссия?

"