Posted 29 ноября 2009,, 21:00

Published 29 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:21

Updated 8 марта, 07:21

Вообразили на троих

29 ноября 2009, 21:00
В субботу в Минске президенты Белоруссии, России и Казахстана подписали пакет документов о создании с 1 января 2010 года Таможенного союза. С нового года должен вступить в силу единый таможенный тариф. А в полной мере новообразование заработает с 1 июля, когда начнет действовать Таможенный кодекс. Тогда же окончательно

Александр Лукашенко пояснил: «Наша конечная цель – создание единого экономического пространства, а Таможенный союз – важнейший шаг на пути к единой экономической политике». При этом он отметил, что союз не создает препятствий для участия стран в других международных экономических инициативах. Наоборот, белорусский лидер надеется, что «этот шаг внесет серьезные экономические подвижки в мире в целом».

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подсчитал, что «экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд. долларов, для Белоруссии и Казахстана – более чем в 16 млрд.». «Совокупный ВВП России, Белоруссии и Казахстана составляет 2 трлн. долларов, а совокупный товарооборот трех стран – 900 млрд. долларов», – напомнил он. По мнению г-на Назарбаева, союз может занять ведущие позиции на энергетическом и зерновом рынках мира. «Совокупные резервы нефти трех наших стран – 90 млрд. баррелей. Мы становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов», – подчеркнул он. В то же время на три страны «приходится 17% мирового экспорта пшеницы».

После подписания документов президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что страны впервые договорились о передаче части суверенитета в наднациональный орган, и заявил, что в перспективе к Таможенному союзу будут присоединяться и другие государства. Он сообщил, что обсуждает такую перспективу с президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым. Сам г-н Бакиев заметил: если к союзу присоединятся другие государства ЕврАзЭС, «то можно получить огромный рынок, огромную территорию. И в условиях кризиса, который может быть, такое пространство будет экономически очень устойчивым и поспособствует развитию экономик всех государств, которые в него входят».

Относительно экономической части проекта первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что 92% пошлин РФ взяты за основу формирования общего тарифного плана союза. «Нам пришлось согласиться с нашими партнерами по понижению определенных таможенных пошлин в отношении некоторых групп товаров, а нашим партнерам пришлось некоторые таможенные пошлины повышать», – уточнил он. Например, Казахстану пришлось принять свыше 5 тыс. таких поправок. России также к 1 января придется провести ревизию своих таможенных тарифов – «и там, где они неоправданно завышены, и там, где они уже выполнили свою антикризисную функцию, нам тогда нужно будет выходить с решением о понижении таких пошлин», сообщил чиновник.

Председатель думского комитета по делам СНГ Алексей Островский считает, что у союза никаких сложностей не предвидится: «Не надо искать черную кошку там, где ее нет, – заметил он в разговоре с «НИ». – Это здоровое объединение и возврат к возможностям, которые имели союзные республики в период СССР. То, что эта структура будет иметь успех, говорит тот факт, что в нее уже просятся Киргизия и Таджикистан».

А вот замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, давая событию в целом позитивные оценки, полагает, что трудностей еще будет немало. «Наконец-то здание решили строить не с крыши, как в 1999 году, а с фундамента! Сначала – единая таможенная система, потом единое экономическое пространство, а потом можно думать и об общей валюте, – рассказал он «НИ». – Но ни в коем случае нельзя забывать и о подводных камнях. Несмотря на то что объединяются государства с древней историей, их политические элиты молоды – им по 18 лет. И для таких элит как раз характерно нежелание делиться полномочиями. Чтобы союз нормально работал, нужен не прописанный на бумаге, а реально действующий наднациональный орган. А это кому-то может и не понравиться. Думаю, первыми, кто может проявить такую реакцию в России, станут таможенные службы, где сидят очень влиятельные люди. Ведь стране придется упразднить массу таможенных постов».

То, что в союзе пока лишь трое участников, г-н Жарихин оценивает как плюс: «Суверенитет легче отдавать мелкими дозами». А по поводу сроков окончания «проекта» ученый не высказывается весьма осторожно: «Скорость расширения рынка обратно пропорциональна его размеру. Поэтому не надо ждать скорого эффекта – ни к следующему празднику, ни к следующему году».

"