Posted 29 ноября 2009,, 21:00

Published 29 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Сделай сам

Сделай сам

29 ноября 2009, 21:00
В кризис все чаще звучат разговоры о том, что отечественный производитель нуждается в поддержке, что ему нужно помочь в конкурентной борьбе с западной продукцией. Сами российские производители от такой помощи не только не отказываются, но и просят возвести тот или иной таможенный барьер на нашей границе. Один из послед
Сюжет
Деньги

Тучные докризисные годы, несмотря на высокие прибыли от нефти и газа и, следовательно, возможность вкладывать деньги в отечественное производство, не очень способствовали развитию импортозамещения. Скорее напротив: по данным Росстата, в 2000 году доля импорта в общем объеме товаров в нашей стране составляла 40%, а в 2008 году – 45%. Под влиянием кризиса поток товаров из-за рубежа сократился на 40%, но он все равно мощный и, по прогнозам экспертов, восстановится, как только у потребителей появятся лишние рубли.

По официальной статистике, главная статья нашего импорта – машины, оборудование и транспортные средства, которые составляют более половины всех закупок за рубежом. Недалеко друг от друга (12–14%) расположились продукция химической промышленности и продовольственные товары. Следом идут набравшие несколько процентов металлы, драгоценные камни, текстиль, обувь и целлюлозно-бумажные изделия. «Мы ввозим в основном потребительские товары, – сообщил «НИ» ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований Станислав Кроль. – У нас достаточно большой объем импорта продукции легкой и обувной промышленности, в первую очередь из Китая. Ввозятся также продукты питания, часто в виде скрытого импорта, когда те же китайские товары приходят сюда и упаковываются под российские марки. Кроме того, закупается большое количество оборудования, поскольку у нас есть отставание в его производстве».

По словам заместителя заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии ГУ-ВШЭ Алексея Скопина, единственные сферы, где мы идем впереди Запада, – это примитивное хозяйство и добывающая отрасль. «Примитивное хозяйство – это рыболовство, лесное хозяйство, в общем, все, что мы извлекаем из природы. Здесь мы имеем преимущество. В продукции аграрного сектора у нас провал, в добывающем – опять преимущество, в обрабатывающем – снова провал. В секторе услуг мы выигрываем у слаборазвитых стран, но уступаем высокоразвитым». По мнению эксперта, самое сильное место нашей экономики – это по-прежнему оборонно-промышленный комплекс. Там сосредоточены лучшие технологии, и только там можно создать продукцию не хуже западных образцов. «Надо не импорт замещать, а делать продукцию ОПК гражданской», – убежден эксперт.

Руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников считает, что мы можем вытеснить импорт в химическом производстве, например, в производстве пластиковой упаковки разного рода. Частично – в лесобумажном комплексе, где мы уже производим что-то стоящее. Станислав Кроль добавляет к этому списку грузовое авиастроение и грузовое автомобилестроение, производство автобусов. Есть также шансы для восстановления объемов производства в легкой и обувной промышленности. Что касается бытовой техники, то здесь мы уже пошли по самому разумному пути: компоненты – зарубежные, сборка – наша. Множество бытовых приборов, продающихся под иностранными марками, собирается на территории России.

Самый чувствительный сектор – продовольственный, по экспертным оценкам, является и самым продвинутым. По словам генерального директора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной, отечественные продукты питания могут в ближайшем будущем заменить импортные. «Мы в этом году уже снизили квоту на ввоз бройлера, и сейчас настало время сокращать импорт свинины, поскольку у наших производителей уже возникают сложности с реализацией, – сообщила она «НИ». – Говядину заменить мы пока не готовы, а вот цельномолочную продукцию можем». С одной стороны замена, например, американских окорочков российскими – это хорошо, с другой – импорт дешевле и, значит, более доступен. «Если три года до кризиса мы отмечали значительное снижение спроса на замороженную продукцию, то сейчас тенденция немного другая. Но она касается в основном не бройлеров, а импортной свинины и говядины, которая дешевле на 50%», – подтверждает г-жа Тюрина.

Другой важный вопрос при выборе между российским и импортным товаром – качество. По версии Роспотребнадзора, отечественные товары не только не хуже, но и в большинстве своем лучше завозных. Так, наше продовольствие превосходит зарубежных собратьев почти по всем статьям. Уступаем мы только в качестве крупы и колбасы. По словам Елены Тюриной, в нашу колбасу из-за кризиса опять стали меньше класть мяса.

Но самое поразительное то, что мы, если верить ведомству г-на Онищенко, лидируем и в сфере непродовольственных товаров. В несколько раз уступают нашим товарам импортные одежда и обувь, холодильники, стиральные машины, фотоаппараты и даже телевизоры. Наша мебель и парфюмерия – тоже лучше. Хуже только мыло, моющие средства и видеокассеты. «Там надо разбираться с методикой. Мне кажется, что эти данные просто не адекватны. Они противоречат всему жизненному опыту, – уверен Владимир Сальников. – Все знают, что с качеством у нас дела обстоят не лучшим образом, особенно там, где продукция чувствительна к соблюдению технологии ее производства. Мы не привыкли соблюдать технологию. У нас вечно в инструкции написано одно, а делается по-другому. Какие-то товары более чувствительны к этим отклонениям, какие-то – менее».

Конечно, завозимый к нам импорт – не всегда продукт высшего качества. Не секрет, что производители применяют различные стандарты к товарам, предназначенным, например, для Европы и Африки. Россия, по мнению Станислава Кроля, находится между этими полюсами. «Мы, конечно, не на уровне стран Западной Европы, куда те же китайские производители поставляют продукцию очень высокого класса, – заметил он. – В большинстве случаев в нашу страну идет продукция среднего уровня, поскольку из-за невысоких доходов населения и спрос у нас во многом ориентирован на товары такого качества. С другой стороны, к нам поступает высококлассная продукция – техника, одежда – для группы населения, которая может позволить себе такие товары».

Но главный трюк в наших самооценках, видимо, все же не в этом. Говоря «российское», мы все чаще имеем в виду то, что мы не придумали, да и произвели лишь формально, а честнее говоря – собрали. Отсюда и лучшие в мире наши телевизоры и холодильники. Ярчайшее тому подтверждение – автомобили: когда собираем чужое, спрос есть, когда делаем свое, это никому не нужно. Недаром, по данным социологов, покупка нового отечественного авто входит в планы лишь 4% россиян, а подержанного – 1%. И если в такой ситуации опять начать «закрываться», то в своих разработках мы не шагнем далеко, а чужие (из тех, что мы уже освоили) будут быстро и безнадежно устаревать и в конечном итоге тоже станут не востребованы даже на внутреннем рынке.

Станислав Кроль полагает, что нужно самим производить в первую очередь то, что отвечает и соответствует интересам и возможностям населения нашей страны. «Первый ориентир – это производство собственных продуктов питания, то, без чего человек не может прожить, а дальше все зависит от стратегических целей развития государства, – заметил эксперт. – Лучше, конечно, чтобы государство развивалось комплексно и на любом сегменте рынка могло себя обеспечить, но сейчас идет процесс глобализации, от которого нам никуда не уйти. В тех отраслях, где зарубежные страны имеют конкурентное преимущество, мы будем вынуждены закупать их продукцию, потому что свое производство будет обходиться слишком дорого».

"