Рус
Eng

Полный рост цен

Полный рост цен

Полный рост цен

30 октября 2012, 00:00
Экономика
ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО
Вчера Министерство экономического развития (МЭР) вновь ухудшило свой прогноз по инфляции. Ведомство повысило прогноз по инфляции в октябре на 0,1 процентного пункта – до 0,7–0,8%. По итогам января–октября рост цен ожидается на уровне 5,9–6% против 5,2% за тот же период минувшего года. Между тем эксперты подсчитали, что

В начале октября МЭР уже повышало прогноз инфляции по итогам октября текущего года – до 0,6–0,7%. В соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития, инфляция в России в 2012 году составит 7% против ранее прогнозировавшегося роста потребительских цен на 5–6%.

Вчера же исследовательский холдинг «Ромир» представил свой новый индекс «Средний чек», который рассчитывается на основе покупок товаров повседневного спроса 10 тысячами россиян из разных городов. Участники проекта сканируют штрихкоды всех товаров, приносимых домой, данные поступают к экспертам в режиме онлайн. По сведениям «Ромир», средний чек горожанина в сентябре составил 523,97 руб., что на 1% больше, чем в августе текущего года, и на 8% больше, чем в сентябре 2011 года. Добавим, что средний чек растет быстрее инфляции, поскольку она за тот же период составила, по подсчетам Росстата, 6,6%. Если посмотреть динамику, то с января 2008 года, когда социологи начали вести замеры, стоимость среднего чека в крупных городах страны выросла ровно вдвое (в январе 2008 года средний чек был равен 261,97 руб.). Инфляция за этот же период составила 43,6%.

Аналитик Экономической экспертной группы Мария Иванова объясняет рост стоимости среднего чека тем, что в последние месяцы наблюдается ускоренный рост цен на продовольственные товары. По данным Росстата, в стране с начала года больше всего увеличились цены на овощи – на 17,8%. «То есть растут цены на базовые продукты питания, отсюда и увеличение трат граждан, – поясняет «НИ» аналитик. – Если сопоставлять с инфляцией, то надо учитывать, что значительную долю в потребительской корзине, на основе которой высчитывается инфляция, составляют товары непродовольственные. Это такие товары, которые покупаются крайне редко (электроника, бытовая техника), и цены на них растут медленно. Соответственно инфляция однозначно растет медленнее среднего чека. Поэтому нельзя напрямую средний чек сопоставлять с инфляцией».

Как бы то ни было, но именно поход за продуктами заставляет россиян прочувствовать инфляцию в полной мере. Связано это с тем, что доля продуктов питания в потребительской корзине очень высока, что объясняется в первую очередь низкими доходами населения. «Если в развитых странах эта доля составляет 20%, то у нас – 37%. (в 2000 году – 80%), – поясняет эксперт. – Эта доля сокращается, но нам все равно еще расти и расти до развитых стран в плане доходов. В настоящий момент спрос направлен на удовлетворение базовых потребностей. Если доходы россиян растут, то люди в своей массе начинают покупать более качественные продукты. Что, кстати, также влияет на величину среднего чека».

В разных группах населения и рост цен ощущается по-разному. Г-жа Иванова напоминает, что когда-то Минэкономразвития в своих отчетах публиковало инфляцию по децильным группам, то есть можно было увидеть, какова инфляция для категорий граждан с самыми низкими доходами и для тех, у кого доходы значительно выше. В частности, если посмотреть динамику, которую представляло Минэкономразвития ранее, то получается, что в 2006 году при инфляции в 9% в группе населения с наименьшими доходами она составила 9,8%, а в группе с наивысшими – 8,3%. В 2005 году при инфляции в 10,9% в первой группе она оказалась на уровне 12,3%, а во второй – на уровне 9,8%.

Между тем в «Ромире» объясняют рост среднего чека и другими факторами. Например, не последнюю роль играют и предпочтения самих россиян, которые меняются. Сейчас все больше потребителей предпочитают делать крупные покупки один раз в неделю в крупных магазинах формата гипермаркетов или супермаркетов, экономя, таким образом, время на ежедневных походах в магазин. Добавим также, что эксперты «Ромир» выявили пики, когда средний чек резко увеличивается, и наоборот. Абсолютный максимум стоимости среднего чека был достигнут в декабре 2011 года – в традиционный предновогодний период, во время подготовки к затяжным праздникам. Далее следовали наблюдаемые из года в год падения и всплески в динамике показателя. Мартовский рост, летняя стагнация и возвращение к постновогоднему уровню в августе-сентябре.

Сравнение динамики индекса стоимости среднего чека по стратам (типам городов) показывает, что наиболее активный вклад в рост стоимости среднего чека вносят города с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек. Жители городов-миллионников не так активно увеличивают стоимость покупки. И вполне возможно, это объясняется высокой конкуренцией среди ритейлеров в городах-миллионниках. А это, в свою очередь, приводит к снижению розничных цен и проведению регулярных промоакций, что влечет за собой большую стабильность стоимости среднего чека.

Сравнение динамики стоимости среднего чека в разрезе каналов торговли показывает, что наиболее ярко выраженный рост стоимости чека произошел в традиционном формате торговли, а именно – в магазинах, осуществляющих торговлю через прилавок. Во многом это объясняется планомерным снижением доли традиционного формата в целом, поэтому, для того чтобы оставаться на плаву, подобным магазинам приходится повышать цены, компенсируя тем самым существенно снизившийся поток покупателей.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter