Posted 29 октября 2009,, 21:00
Published 29 октября 2009,, 21:00
Modified 8 марта, 07:33
Updated 8 марта, 07:33
– Валентина Николаевна, на конференции много было сказано о положительной динамике развития агропромышленного комплекса в России и о возможностях открытия своего дела в этом сегменте в ближайшее время. Но и о проблемах говорилось немало. По-вашему, у малого бизнеса есть будущее?
– Будем оптимистами. Будущее у малого и среднего бизнеса в России все-таки есть, несмотря на многие пессимистичные высказывания. Кризис, несомненно, затронул и этот сегмент. Однако некоторым направлениям он даже помог. И потом, когда мы говорим о возможных перспективах развития, нужно рассматривать малый и средний бизнес в конкретной отрасли. Взять тот же АПК – нужна переработка, элеваторы, хлебопекарни и многое другое. В нашей отрасли малый бизнес не только развивается, у него определенно есть будущее. Но, к сожалению, есть другие примеры – скажем, швейная и текстильная отрасли, там тоже существовал малый бизнес, но сейчас он сведен к нулю.
– Понятно, что в разных отраслях ситуация не одинакова. Но, видимо, есть какие-то общие факторы, которые мешают развитию малого бизнеса в России?
– Мешает то, что у нас очень много умных неумех. Открытие малого предприятия как минимум подразумевает наличие элементарных знаний о том, как работают экономическая и законодательная структуры, как утроен организационный механизм поддержания всего этого. Так вот, в нашей стране очень мала и тонка прослойка людей, обладающих профессиональными знаниями о том, как это все должно работать. И отсюда огромное число неудачников. Обязательно нужно заниматься системой обучения, и на базе университетов нужно создавать под государственные программы центры, где бы людям объясняли, как начать малый бизнес в той или иной области – не важно, пирожки это, кролики или интернет-магазины. Огромное число людей выросло в Советском Союзе, предпринимательских навыков нет у многих. А у молодежи много желания и амбиций, но нет усидчивости и понимания, что это огромный труд. Идеальным местом, где реализуется малое предпринимательство, является Италия. Это хороший пример. Там для этого есть и историческая основа, и традиции. Итальянцы сами говорят: мы не можем ни на кого работать – их обязывает воспитание и культура. Мы же выросли корнями из государства, которое было унитарным. Тот мизерный период времени, который прошел после 1990 года, не успел сформировать даже ментальные предпосылки к тому, чтобы этот бизнес у нас начал приживаться.
– А чем здесь может и должно помочь государство?
– В отрасли, которой я занимаюсь, чтобы добиться всплеска малого и среднего предпринимательства, сейчас очень важно, чтобы государство продолжало поддерживать аграриев и фермеров – продолжало субсидировать процентные ставки по кредитам. Возможно, малому и среднему бизнесу в АПК необходимо давать практически беспроцентные займы. Сейчас это реально.
– Сейчас много говорят о необходимости инновационной составляющей в малом бизнесе. Она действительно важна, несмотря на кризис?
– Очень важна, а в кризис особенно. Без нее предприятия не выживают и выделенные деньги пропадают. У нас традиционно был большой научный потенциал. Но он не превращается в технологическую и материально-техническую базу предприятий, потому что существует некий разрыв. Тот, кто разрабатывает новые технологии и создает инновации, не в состоянии их внедрить – у него нет этой предпринимательской жилки, он никогда не станет бухгалтером, экономистом и не возьмет на себя функции менеджера в организации. А тот, кто имеет предпринимательскую жилку, недотягивает с точки зрения знаний по новым технологиям. Ставится задача подготовки инновационных менеджеров, но, когда она будет решена, – это большой вопрос. У нас ведь была госпрограмма поддержки руководителей малого и среднего бизнеса, но там стояло возрастное ограничение – до 40 лет. Те есть, когда человек набил шишки, когда он уже чего-то по-настоящему стоит, а это как раз в 40–45 лет, ему говорят: «Все, ты уже устарел». Такое возрастное ограничение нужно обязательно снять.
– Эксперты нередко отмечают сильную монополизацию российского рынка, которая не дает места малым предприятиям…
– К сожалению, пока это действительно так. Крупные сети держат до 70% рынка. В проекте нового закона «О торговой деятельности в РФ», который поддерживает фракция «Единая Россия», вводятся ограничения на монополизацию. Рассчитываем, что этот законопроект будет все же принят. Сдвиг, надеюсь, будет серьезный.
– Вернемся в сферу, которая вам ближе, – в пищевую. Принято считать, что это продуктивная ниша для предпринимателей, однако из-за кризиса и снижения платежеспособного спроса и там дела идут не очень. Каковы ближайшие перспективы?
– Абсолютно точно: малый бизнес в сфере пищевой промышленности и общественного питания свое развитие продолжит. Тот спад, который мы видим в ресторанном бизнесе, в следующем году начнет выправляться. По нашим исследованиям, с 2010 года малый бизнес начнет там давать прирост в размере 5–7%.