Posted 29 октября 2008,, 21:00

Published 29 октября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:58

Updated 8 марта, 07:58

Что получит бизнес

29 октября 2008, 21:00
До 1 декабря в правительство будет внесен пакет мер, компенсирующих бизнесу повышение взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование, сообщил вчера помощник президента РФ Аркадий Дворкович. По его словам, в качестве одного из вариантов компенсации увеличения налоговой нагрузки рассматривается снижение став

Напомним, еще в начале октября кабинет министров принял решение перейти с 2010 года от Единого социального налога (ЕСН) к взносам на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26%. С учетом медицинского и социального страхования общий размер тарифа будет составлять 34% от фонда оплаты труда. Таким образом, налоговые выплаты работодателей возрастут на 8%. Это решение не вызвало одобрения деловых кругов, которые рассчитывали на то, что правительство в нынешних условиях будет не повышать, а снижать налоги.

Впрочем, сообщая о повышении ставки, власти одновременно объявили, что найдут способ избежать роста общей налоговой нагрузки на бизнес, возможно, даже задействовав для этого ресурсы Фонда национального благосостояния. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, которой вместе с Минфином поручили разработать соответствующие меры, заявила тогда, что для ряда компаний налоговая нагрузка может увеличиться, для других – уменьшиться, но в целом она не должна возрасти.

До вчерашнего дня власти хранили молчание относительно того, какие конкретно меры могут быть приняты. Однако теперь стало ясно, что они снова возвращаются к теме снижения НДС. Впрочем, как заметила доцент кафедры фондового рынка и рынка инвестиций Высшей школы экономики Антонина Степина, речь идет уже не об уменьшении налоговой нагрузки, а о поддержании ее в нынешнем состоянии. «Повышение ЕСН увеличивает налоговую нагрузку на бизнес, и потому сейчас предлагается что-то снизить, чтобы сохранить прежний уровень налоговой нагрузки», – сказала «НИ» эксперт. Однако, по ее словам, предложенная мера не сможет компенсировать издержки всем работодателям: «Если у меня материалоемкое производство, эта мера будет адекватна, но если трудоемкое, где основная доля затрат идет на зарплату, то снижение НДС не компенсирует фактического повышения ЕСН».

Еще туманнее перспективы у тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения. Это малый и средний бизнес, сельхозпроизводители. Сейчас они отчисляют всего 14% в Пенсионный фонд, но если с 2010 года им придется платить 26%, издержки возрастут в разы, и чем это можно компенсировать – непонятно. Во всяком случае, не снижением НДС, который они и так не платят. В результате, по мнению специалистов, бизнес будет вынужден либо повышать цены на свою продукцию, что не всегда возможно, либо уводить зарплаты в «тень».

По словам Аркадия Дворковича, снижение НДС в качестве компенсации повышения страховых взносов поддерживается Минэкономразвития и практически всеми другими министерствами. Против него активно возражает лишь Минфин, считающий, что предпочтительнее выбрать механизм компенсации через налог на прибыль или другие составляющие. Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг полагает, что в данном вопросе Минфин прав. «В текущей ситуации снижать НДС и думать, что это закрутит экономику – большое заблуждение, – заявил «НИ» ученый. – Эта мера не улучшит ситуацию с бизнесом, но ухудшит ситуацию с бюджетом. Нам не надо снижать НДС, поскольку не это сдерживает хозяйственную активность, и налоговая нагрузка не является главной проблемой нашего бизнеса».

Споры Минфина и Минэкономразвития ведутся, по сути, вокруг двух проблем – наполняемости госбюджета и роли НДС в структурной перестройке экономики. МЭР рассчитывает, что снижение этого налога позволит провести качественные изменения в российской экономике, в частности, перейти на инновационный путь развития, а вот Минфин в этом не убежден. Антонина Степина также сомневается, что НДС может стать регулятором реструктуризации отечественной экономики: «Я не очень понимаю, при чем здесь инновации и НДС. Если надо развивать наукоемкие и высокотехнологичные отрасли, то можно сделать для них льготную ставку». Руслан Гринберг считает, что разговоры о подъеме бизнеса через понижение налога подходят для Запада, но не для России. «У нас бизнес бизнесу рознь, и потому мы должны дифференцированно подходить к налогообложению различных видов бизнеса», – предлагает эксперт.

"