Posted 29 сентября 2015,, 21:00
Published 29 сентября 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:25
Updated 8 марта, 03:25
Едва только стало известно, что Дмитрий Медведев объявил об отказе от пересмотра НДПИ, как появились новые предложения по пополнению бюджета. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что его ведомству и Минфину остро необходимо в кратчайшие сроки отыскать новые каналы пополнения доходов бюджета 2016 года. В частности, по словам Улюкаева, активно обсуждается не только экспортная пошлина на нефть, но и на газ. А еще министр заметил, что «у нас есть источники, не связанные с деятельностью энергетики, например, прибыль ЦБ».
Непосредственным импульсом к решению Медведева послужило представление главе правительства на совещании у него 28 сентября консолидированного негативного отзыва со стороны ведущих российских нефтяных компаний на саму идею возрастания налога.
Минфин накануне совещания предлагал включить в формулу расчета НДПИ на нефть не актуальный курс доллара, а среднее значение этого показателя по итогам 2014 года, скорректированное на инфляцию 2015 года. Прирост НДПИ в этом случае мог составить 645 рублей на тонну (при средней цене 60 долларов за баррель, заложенной в действующей версии макропрогноза).
Также ведомство Антона Силуанова предложило использовать условный курс рубля к доллару для расчета не только НДПИ, но и экспортной пошлины на нефть. Это позволило бы, по расчетам Минфина, увеличить нагрузку на нефтяную отрасль примерно на 600 млрд. рублей в год.
Правда, предложение Минфина дружно встретили в штыки профильные ведомства – Минэкономразвития, Минэнерго и Минприроды. Среди персон, публично обозначивших свое неприятие задуманного, – вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК, Герман Греф – руководитель общественного совета при Минэнерго и все без исключения руководители крупнейших нефтяных компаний.
Железный аргумент против повышения – рост фискальной нагрузки на отрасль может обернуться «кросс-дефолтами» и снижением и без того урезанных ныне инвестиционных программ. Между тем снижение инвестиций, как предрекают нефтяные магнаты, вызовет за собой падение объемов добычи более чем на 100 млн. тонн в течение ближайших трех лет. Доходов при этом бюджет не досчитается в пределах 1,3 трлн. рублей.
Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Николай Трошин рассматривает решение премьер-министра, прежде всего, как вынужденное, учитывающее внушительную оппозицию предложению об увеличении налога. «Но на самом деле вопрос должен стоять шире, – заметил эксперт в беседе с «НИ». – Если мы говорим, что Россия должна модернизироваться и, соответственно, отказываться от топливно-сырьевой направленности в экономике, то необходимо перераспределение ресурсов от ТЭКовских компаний в пользу инновационных центров экономического роста».
И в этой связи, считает собеседник «НИ», на первый план выходит вопрос, насколько бюджет будет в состоянии перенаправить ресурсы, которые сейчас все еще концентрируются в топливно-энергетическом секторе, в новые, по-настоящему перспективные направления.