Posted 29 сентября 2015,, 21:00

Published 29 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:25

Updated 8 марта, 03:25

Нефть утекла из-под фискального пресса

Нефть утекла из-под фискального пресса

29 сентября 2015, 21:00
Премьер Дмитрий Медведев отклонил предложение Министерства финансов о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как пояснила пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова, будут рассмотрены другие методы увеличения доходов. Опрошенные «НИ» эксперты полагают, что независимо от решения премьера дискус

Едва только стало известно, что Дмитрий Медведев объявил об отказе от пересмотра НДПИ, как появились новые предложения по пополнению бюджета. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что его ведомству и Минфину остро необходимо в кратчайшие сроки отыскать новые каналы пополнения доходов бюджета 2016 года. В частности, по словам Улюкаева, активно обсуждается не только экспортная пошлина на нефть, но и на газ. А еще министр заметил, что «у нас есть источники, не связанные с деятельностью энергетики, например, прибыль ЦБ».

Непосредственным импульсом к решению Медведева послужило представление главе правительства на совещании у него 28 сентября консолидированного негативного отзыва со стороны ведущих российских нефтяных компаний на саму идею возрастания налога.

Минфин накануне совещания предлагал включить в формулу расчета НДПИ на нефть не актуальный курс доллара, а среднее значение этого показателя по итогам 2014 года, скорректированное на инфляцию 2015 года. Прирост НДПИ в этом случае мог составить 645 рублей на тонну (при средней цене 60 долларов за баррель, заложенной в действующей версии макропрогноза).

Также ведомство Антона Силуанова предложило использовать условный курс рубля к доллару для расчета не только НДПИ, но и экспортной пошлины на нефть. Это позволило бы, по расчетам Минфина, увеличить нагрузку на нефтяную отрасль примерно на 600 млрд. рублей в год.

Правда, предложение Минфина дружно встретили в штыки профильные ведомства – Минэкономразвития, Минэнерго и Минприроды. Среди персон, публично обозначивших свое неприятие задуманного, – вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК, Герман Греф – руководитель общественного совета при Минэнерго и все без исключения руководители крупнейших нефтяных компаний.

Железный аргумент против повышения – рост фискальной нагрузки на отрасль может обернуться «кросс-дефолтами» и снижением и без того урезанных ныне инвестиционных программ. Между тем снижение инвестиций, как предрекают нефтяные магнаты, вызовет за собой падение объемов добычи более чем на 100 млн. тонн в течение ближайших трех лет. Доходов при этом бюджет не досчитается в пределах 1,3 трлн. рублей.

Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Николай Трошин рассматривает решение премьер-министра, прежде всего, как вынужденное, учитывающее внушительную оппозицию предложению об увеличении налога. «Но на самом деле вопрос должен стоять шире, – заметил эксперт в беседе с «НИ». – Если мы говорим, что Россия должна модернизироваться и, соответственно, отказываться от топливно-сырьевой направленности в экономике, то необходимо перераспределение ресурсов от ТЭКовских компаний в пользу инновационных центров экономического роста».

И в этой связи, считает собеседник «НИ», на первый план выходит вопрос, насколько бюджет будет в состоянии перенаправить ресурсы, которые сейчас все еще концентрируются в топливно-энергетическом секторе, в новые, по-настоящему перспективные направления.

"