Posted 29 сентября 2015,, 21:00

Published 29 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

В шаге от «мусора»

В шаге от «мусора»

29 сентября 2015, 21:00
Международное агентство Fitch произвело рейтинговые действия в отношении ряда российских регионов. Оно подтвердило рейтинги Ханты-Мансийского автономного округа, Тульской, Липецкой и Калужской областей. При этом старший директор Fitch Чарльз Севиль предупредил, что агентство может понизить суверенный рейтинг России до

Сейчас рейтинг нашей страны, определяемый Fitch, находится на низшей ступени инвестиционной категории – BBB-. Следующий пересмотр рейтинга запланирован у агентства на 16 октября.

Напомним, что в своем июльском пресс-релизе эксперты Fitch констатировали, что российская экономика сумела избежать коллапса и адаптировалась к ситуации, хотя среднесрочные перспективы ее роста – самые слабые среди крупнейших развивающихся рынков. По словам Чарльза Севиля, в 2016 году возможен рост российского ВВП в пределах от 0% до 0,5%, однако этот прогноз реализуется лишь при цене нефти 60 долларов за баррель. Согласно подсчетам Fitch, энергоносители составляют 70% экспорта и 50% доходов федерального бюджета РФ.

В настоящее время в агентстве полагают, что дефицит бюджета РФ вырастет до 3% в 2015 году и что он будет финансироваться в основном из Резервного фонда. Последний, по мнению Fitch, может сократиться до 1% ВВП в 2017 году с уровня 5,5% в настоящее время. Таким образом, «подушка безопасности» для борьбы с грядущими потрясениями критически потеряет в объеме.

Наряду с риском, связанным с ценами на нефть и с волатильностью курса рубля, Fitch выделяет другой риск – ухудшения геополитической напряженности. Аналитики агентства отмечают, что участники конфликта на Украине добились «незначительного прогресса в выполнении минских договоренностей».

С некоторыми выводами Fitch отчасти пересекается недавнее выступление в Госдуме министра финансов Антона Силуанова. «Очевидно, что объем накоплений существенно ниже, чем необходимо, этот объем мы можем проесть за 1,5–2 года, – заявил он. – Также очевидно, что недостаточность отчисления в резервы нефтегазовых доходов привела к избыточному укреплению рубля».

Это, по словам министра, не давало развиваться экспортно ориентированным отраслям и снижало конкурентоспособность отечественной экономики. И в итоге обернулось нынешней волатильностью на валютном рынке. Силуанов отметил также, что в целом политика создания резервных фондов, исходившая от его предшественника на посту главы Минфина Алексея Кудрина, была абсолютно правильной. «Если бы мы этого не сделали, мы бы в текущем году вынуждены были бы сокращать расходы федерального бюджета, резать по живому», – заметил Силуанов.

В отличие от других агентств «большой тройки» – Standard & Poor’s и Moody’s – Fitch сохраняет суверенный рейтинг России на инвестиционном уровне. Оценку кредитоспособности нашей страны Fitch было готово пересмотреть неоднократно, но пока не сделало этого.

Между тем, по словам опрошенных «НИ» экспертов, рейтинги «большой тройки» нисколько не утратили своей актуальности и по-прежнему ценны для инвесторов. Хотя, например, замглавы экономического комитета Совета Федерации Сергей Шатиров утверждает обратное и проводит мысль об их политической подоплеке: «Как только что-то не так идет для Запада, сразу снижаются рейтинги и всех начинают пугать страшилками – вот развалилась экономика».

Аналитик Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Наталия Волчкова считает нелестные оценки «большой тройки» в отношении России оправданными. «Есть модель оценки рисков, – отметила она в комментарии для «НИ». – Она включает параметры, которые в агентствах наблюдают в реальном времени. С 2011 года у нас стабильно падают объемы частных инвестиций. Сокращаются заимствования на валютном рынке, это оборачивается дефицитом ресурсов, в том числе валютных».

По мнению главного экономиста «Уралсиб Кэпитал» Алексея Девятова, надеяться на быстрое восстановление российской экономики не стоит: «Санкции с нас никто не снимал, а те выплаты по внешнему долгу, что приходится делать, не уменьшатся».

"