Posted 29 сентября 2005,, 20:00

Published 29 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Не наши игрушки

Не наши игрушки

29 сентября 2005, 20:00
В США и Западной Европе питаться экологически чистыми продуктами модно и престижно. В дорогих супермаркетах есть специальные секции, где они продаются, есть и целые магазины «органики». В России этот рынок находится в зачаточной стадии. У нас нет пока даже ясного понимания, в чем эта самая чистота заключается, поэтому

Аналитическое агентство CVS Consulting провело опрос среди российских и зарубежных продуктовых компаний, чтобы выяснить, готовы ли они инвестировать дополнительные средства в развитие производства экологических продуктов. Более трети (37, 2%) ответили положительно, 32% – отрицательно, 30,8% затруднились определить свою позицию, что, по мнению специалистов, для краткосрочной перспективы равносильно отрицательному ответу.

Однако готовность развивать так называемое органик-производство еще не свидетельствует о ясном понимании, что оно собой представляет. Понятие «экологический продукт» в России законодательно не закреплено, не определены и четкие требования к его производству. Когда наших пищевиков спросили, чем должен отличаться такой продукт от обычного, 75% отметили качество исходного сырья, 66,7% – технологию производства, 33,3% – наличие соответствующей сертификации, 25% – органолептические свойства (вкус и запах), а 16,7% полагают, что все дело только в цене. Видимо, исходя из этих весьма субъективных представлений о чистоте, они и ставят на свою продукцию соответствующую маркировку.

Между тем понятие эко- или биопродукта было четко прописано еще в начале 90-х годов в США. Национальные американские стандарты на органику включают несколько запретов: на использование искусственно созданных химических удобрений, на применение генетически модификационных технологий, на употребление стимуляторов роста и откорма, антибиотиков и гормональных препаратов, а также на использование кормов, созданных не на основе органики.

В России пока только одна компания производит такую продукцию и имеет соответствующий европейский сертификат. Ее товары продаются в специализированном магазине. Также в некоторых торговых сетях можно встретить импортные органические продукты. Они отличаются соответствующей маркировкой: если это продукция из США – organic, если из Европы – bio. Цены на них в полтора-два раза выше, чем на обычные продукты. Российские же производители маркируют свои товары чаще всего в целях рекламы, размывая таким образом понятие экологически чистой продукции и подрывая доверие к ней.

В отличие от нас на Западе рынок экологически чистых продуктов находится под пристальным вниманием со стороны и бизнеса, и общества. Людям подробно объясняют, в чем преимущества organic food (органической еды) и почему стоит за нее переплачивать. В России, как уже был\о сказано, этого понимания пока нет. И хотя маркетинговые компании с завидным постоянством рапортуют о том, что число россиян, готовых покупать экологически чистые продукты, ежегодно растет на 20–30%, реального увеличения числа потребителей органики, по авторитетным экспертным оценкам, не происходит. Когда речь заходит не о готовности, а непосредственно о покупке, многие просто не понимают, почему картошка с подмосковных огородов «грязнее», чем выращенная на практически такой же земле, но имеющая маркировку.

Вообще, некоторые эксперты полагают, что приверженность к экологически чистой пище – это вид хобби, который очень распространен «у них», но совершенно бесперспективен в России. «На Западе очень модна идея возвращения к природе, – рассказал «НИ» доцент кафедры растениеводства аграрного факультета РУДН Ярослав Горчаков. – К примеру, там хорошо развит агротуризм – поездки в сельскую местность с развлекательными целями. Отдыхающие платят за то, что им дают возможность жить в деревянных коттеджах, собирать урожай. Они устраивают на фермах свадьбы, празднуют дни рождения. В городах же они создают себе «деревенские» условия, употребляя в пищу только органические продукты. Большинству россиян эта мода пока непонятна».

"