Posted 29 сентября 2004,, 20:00

Published 29 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Бизнес-террор

Бизнес-террор

29 сентября 2004, 20:00
Сегодня пройдет заседание недавно созданной межведомственной рабочей группы правительства Москвы по борьбе с силовыми захватами предприятий. Чиновники, похоже, всерьез напуганы – в столице начались корпоративные войны с применением огнестрельного оружия и гранат.

Москва, пятница, тихий вечер. Работники небольшого предприятия уже собираются разойтись по домам, как откуда ни возьмись появляются две сотни человек крепкого телосложения в ярко-желтых жилетах, с железными прутьями в руках. Естественно, охрана вызывает милицию и просит визитеров покинуть территорию завода. Те – ни в какую, хотя охранников в черной форме почти столько же, сколько прибывших здоровяков. Тогда в сторону «желтых» летят пакеты с горючей смесью. Уговоры подъехавших милиционеров (четыре патрульные машины) не убеждают стороны разойтись. Вдруг кто-то, видимо, из «желтых», взрывает газовую гранату. После этого «черные» не выдерживают и переходят в настоящую атаку – с криками и выстрелами из ружей. Налетчики разбегаются…

Это не съемки сериала о бандитских разборках середины 1990-х. Начальник Управления экономической безопасности (УЭБ) правительства Москвы Александр Корсак показал вчера журналистам документальную видеозапись боя, произошедшего 3 сентября 2004 года на одном из предприятий в Огородном проезде, неподалеку от Останкинской телебашни. Итог сражения – двое госпитализированных с огнестрельными ранениями и еще двое с черепно-мозговыми травмами.

Корпоративные войны в столице – явление малоизвестное, но обыденное. По словам Александра Корсака, рассматриваются 23 уголовных дела о силовом захвате предприятий в 2004 году. Типичная схема действий «экономических террористов», как их называют московские власти, такова. Чтобы внести изменения в состав совета директоров, нужно прийти в налоговую инспекцию (чтобы зарегистрировать юрлицо – в Москомрегистрацию) со стандартным набором документов, подлинность которых не проверяется.

Эту пробоину в законодательстве вовсю используют мошенники. Они изготавливают фальшивки и путем несложных юридических процедур переписывают предприятие на себя. Затем приходят в компанию вместе с крепышами, нанятыми в частной охранной фирме, и выселяют руководство на улицу. Бывает, пока милиция и суды выслушивают аргументы старых хозяев, новые успевают несколько раз перепродать фирму. В конце концов последний покупатель заявляет, что он ничего не знает ни о каких захватах и является добросовестным приобретателем, к которому у правоохранительных органов претензий быть не может. «Добросовестный» – это только юридический термин. На самом деле именно он, как правило, все и затеял.

У профессии захватчика бизнес-структур даже появилось собственное название – «рейдер» (по-английски – налетчик, мародер). Зарплата рядового солдата корпоративной войны, по словам главы УЭБ, составляет 100–200 долларов в день.

Организации в столице поглощают не ради бизнеса, а для последующей продажи земельных участков. Нападают на легкую добычу – малый и средний бизнес. Например, упомянутый бой – далеко не первая попытка захвата предприятия, владеющего четырьмя гектарами московской земли.

Из недавних инцидентов г-н Корсак назвал сентябрьское вторжение на предприятие «Фили-Кровля» на западе города и нападение на магазин канцтоваров на Большой Дорогомиловской улице в августе. Только прямые убытки владельцев магазина составили 7 млн. долларов. Захватывались также удачно расположенные парикмахерские и ателье.

По данным городского правительства, за последние три года новые собственники ликвидировали 20 организаций легкой промышленности, 15 машиностроительных предприятий и 5 фирм пищевой промышленности. Москва потеряла около 11 тыс. рабочих мест. В 2003 году было зафиксировано 7 силовых захватов, а в нынешнем – уже в три раза больше.

Власти считают, что экономический терроризм, начавшись в столице, распространится по России, и готовят поправки в законы. В частности, о том, чтобы вопросы собственности рассматривались только в судах, расположенных по адресу юридических лиц (сейчас дело о владении столичным магазином запросто разбирают в Уфе), и об обязательной экспертизе документов, предоставляемых для регистрации собственности. Поправки предотвратят часть захватов, но вряд ли совсем искоренят. Как считает юридический консультант Федерации защиты предпринимателей Виктор Мещенков, проблему можно решить, наладив обмен информацией между предпринимателями, силовиками, налоговиками и судебными органами.

СОВЕТЫ, КАК ИЗБЕЖАТЬ СИЛОВОГО ЗАХВАТА

Перед захватом обязательно проводится разведка – рейдеры пытаются выведать информацию о предприятии у работников и чиновников. Если вы заметили активность рейдеров, свяжитесь с УЭБ и Москомрегистрацией и предупредите, что смены собственников в вашей фирме не планируется.

Защита стоит денег, но хорошая охрана фирмы, расположенной на лакомом куске земли, многократно окупится при первом же визите рейдеров.

Банально, но бизнесмены редко заботятся о надежном хранении уставных документов и надлежащем выборе реестродержателя. Реестр – основной источник утечек информации для рейдеров.

"