Posted 29 августа 2011,, 20:00

Published 29 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:59

Updated 8 марта, 05:59

Халява, сэр!

29 августа 2011, 20:00
Около 37 млн. человек, или без малого 70% интернет-аудитории, просматривали, прослушивали или скачивали что-то в Сети. Однако, как только что выяснили социологи, платить за интеллектуальную собственность видит смысл лишь каждый четвертый. А большинство вообще не видят разницы между легальным и нелегальным контентом.

Несмотря на высокую долю потребления медийной информации во Всемирной паутине, лишь четыре из каждых десяти пользователей (41%), по их словам, сталкивались с предупреждением, что просмотр или скачивание контента запрещено правообладателем. Таковы результаты последнего исследования, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Интересно, что более половины тех, кто освоил Интернет, не могут отличить легальный контент от нелегального. Это означает: границы между тем, что является пиратским продуктом, а что нет, в представлении россиян размыты. Причина этого, как рассказал «НИ» автор исследования, социолог ФОМ Павел Лебедев в том, что у населения нет ясного понимания того, что в Сети не все дается бесплатно.

Отсюда и результат: реально платить за просмотр или скачивание информации готов лишь каждый четвертый (24%) опрошенный. Даже среди тех, кому не составляет труда отличить легальный продукт от нелегального, только чуть больше трети (36%) выражают готовность платить. В масштабах страны это примерно 13 млн. человек, но специалисты полагают, что и их достаточно для создания масштабного рынка платного контента в Интернете. Объясняя свою готовность раскошелиться, большинство респондентов (29%) ожидают высокое качество, 20% – надежность и безопасность, и лишь в конце списка оказалось уважение к труду автора и закону – 11 и 9% соответственно. 40% уверяют, что тратить деньги на просмотр, прослушивание и скачивание им не позволяет финансовая ситуация – слишком дорого. 13% не видят вообще смысла платить за то, что и так можно найти в Сети, не заплатив ни гроша. А 9% принявших участие в опросе сообщили, что и так достаточно ежемесячной платы за подключение ко Всемирной паутине.

Известный интернет-деятель Антон Носик сообщил «НИ», что результаты исследования вполне достоверно отражают ситуацию и назревшие проблемы на рынке интеллектуальной собственности у нас в стране. «В принципе, беда состоит в том, что представления россиян о легальности и нелегальности чего бы то ни было сильно различаются. Объяснить разницу между тем, что законно, а что нет, мало кто может, – рассказал эксперт. – Казалось бы, это должны делать физические и юридические лица – владельцы интеллектуальной собственности. Они должны объяснять, как правильно себя вести, но, увы, и с их стороны нет большой активности».

По словам г-на Носика, единственное, о чем предупреждают пользователя, – это «если ты пользуешься пиратской продукцией, тебя посадят». «Но это вообще не позиция бизнеса. Ведь функция деловых кругов – не сотрудничество с полицией по выявлению злостного нарушителя, а кооперация с потребителем. Все-таки аудитория Интернета не вчера родилась, и верить в такие слоганы по крайней мере нелепо», – говорит эксперт. Очевидно, что никого не посадят – просто столько тюрем в России еще не построили. В самой популярной социальной сети в России 30 млн. человек – всех не пересажать, рассуждает г-н Носик.

«Чтобы приучить российского пользователя Интернета к тому, что не все в Сети бесплатно, нет никакого смысла пугать его репрессиями и тем более их применять, – согласен Павел Лебедев. – Это только подстегнет появление нелегальных альтернатив, а у определенной части населения вообще отобьет желание выходить в Сеть». Чтобы отучить потребителя пользоваться пиратской продукцией, нужно искать тонкие подходы, убежден социолог. Г-н Носик в пример приводит зарубежный опыт: пока потребителю не объяснили, в чем преимущества использования легального контента, сдвигов не было. «Основной закон маркетинга – объяснить потребителю, как ему будет хорошо. Нужно просто-напросто рассказывать, а не эксплуатировать страхи интернет-пользователей», – подчеркивает специалист. И примеры, когда люди платят за то, что им дают, уже есть. Это и он-лайн книжные магазины, и специализированные сайты просмотра фильмов в Сети.

На вопрос «НИ», не утратился ли с появлением социальных сетей смысл тех сайтов, где можно за разумные деньги смотреть кино или скачивать музыку, г-н Носик заверил, что одно другому не мешает. «Социальные сети – как радио и телевидение. Слушатель или зритель может сколько угодно слушать бесплатной музыки и смотреть в неограниченном количестве фильмы, но ему мало или неудобно. ТВ и радио ведь не подстраиваются под ваш график, у них своя сетка вещания, своя программа. И в соцсетях масса подобных неудобств, в том числе не все фильмы в высоком качестве», – полагает специалист.

"