Posted 29 августа 2010,, 20:00

Published 29 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:43

Updated 8 марта, 06:43

Прокурор у прилавка

Прокурор у прилавка

29 августа 2010, 20:00
Вслед за Федеральной антимонопольной службой, обнаружившей признаки сговора по некоторым товарным группам на агропродовольственном рынке страны, со своей оценкой ситуации выступила Генпрокуратура. «С начала уборки урожая стоимость на зерновые в ряде регионов выросла более чем на 60%. Беспрецедентное повышение цен являе

Не обошла прокуратура вниманием и нехороших производителей. «Имеют место и факты ценового сговора. Так, Московским управлением ФАС России по результатам обработки данных ежемесячного мониторинга цен на социально-значимую группу товаров на территории города Москвы в отношении ОАО «Хлебозавод №28», ОАО «Хлебозавод №22» и ЗАО «Хлебозавод №24» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. В первой декаде августа в Курской области отмечено повышение цен на коммерческие и регулируемые сорта хлеба (в среднем от 1 руб. 90 коп. до 2 руб. 20 коп.) предприятиями-производителями – ОАО «Курскхлеб» и ЗАО «Курскхлеб». Оптовая цена муки выросла в среднем на 70%. Аналогичная ситуация сложилась во Владимирской области», – говорится в ее сообщении.

Понятно, что в масштабах страны этого, мягко говоря, «маловато», и ведомство планирует продолжать работу по нарастающей: «Ввиду принятия правительством Российской Федерации постановления №530 от 15 июля 2010 года, ограничивающего в определенных случаях рост цен на продовольственные товары… прокуроры ориентированы на проведение в оперативном режиме во взаимодействии с уполномоченными органами в указанной сфере мониторинга динамики цен на основные продукты питания (муку, хлеб, мясо, молоко)». «Шерстить» намерены всю цепочку – производителей, оптовых и розничных продавцов, которым в случае чего грозят «исчерпывающими мерами прокурорского реагирования».

Ничего не говорится в сообщении прокуратуры о ценах на гречку, но минимум в трех регионах – Башкирии (38,7%), в Марий Эл (35,7%) и Рязанской области (34%) – она подорожала более чем на 30%. А это, напомним, порог, выше которого государство может начать регулировать цены в рознице на ближайшие три месяца, как прописано в новом законе о торговле. Но ни по хлебу, ни по крупе ничего подобного не намечается. Директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александр Пироженко прямо заявил прессе, что с каждым случаем ведомство будет разбираться отдельно, «но пока у министерства нет планов брать на себя продовольственное ценообразование». Хорошо это или плохо? И вообще, что в данном случае делать государству, коль скоро «охота на ведьм» оказалась не столь эффективной, как ожидалось?

Директор центра «Финэкспертиза» Агван Микаелян считает, что «нельзя решить задачу, не зная ее условий». Ведь до сих пор не ясно точно, какой мы соберем урожай. Ответ на этот вопрос даст понимание, нужно ли вообще что-то предпринимать – регулировать цены, ловить «спекулянтов», бороться с монополистами или делать что-то еще. «Главное, что сейчас нужно сделать – срочно удовлетворить спрос в пострадавших регионах. Взять и завести туда недорогое зерно из интервенционного фонда. Тогда регионы, получившие избыточный урожай, в условиях закрытого экспорта перестанут завышать цены, – считает специалист. – А со спекулянтами нужно будет бороться только в том случае, если будет понятно, что мы соберем меньше 55 млн. тонн зерна, то есть если будет настоящий его дефицит на внутреннем рынке. Но по большому счету на них вообще можно не обращать внимания, просто нужно будет компенсировать недостаток внутреннего зерна экспортным, как и делалось несколькими годами ранее».

Но у нас очень любят наводить порядок сверху и находить крайних, сильно не вникая в подробности. «Вот и сейчас проверяющие из ФАС и Генпрокуратуры понятия не имеют, как строится себестоимость продуктов, – уверен г-н Микаэлян, – поэтому они никогда до истины не докопаются, тем более что часто мукомол и пекарь выступают в одном лице. Так и будут стрелять из пушки по воробьям, хватаясь за любое нарушение, лишь бы отчитаться». Более того, эксперт опасается, что наше антимонопольное законодательство может просто погубить тех, кто в силу исторических особенностей печет хлеб и снабжает зерном целые районы. «Если у предприятия более 30% рынка, а таких у нас в стране 60%, ФАС вполне может его просто уничтожить, поставив, например, под тарифное регулирование. Вы представляете, что начнется?» – рассуждает Агван Микаэлян.

Опять-таки, если бы был уже точно подсчитан урожай (а методика такая определена еще академиком Вавиловым в 1930-х годах XX столетия) и если стало бы ясно, что мы наберем необходимый минимум зерна, то вполне можно зафиксировать цены, переждав, таким образом, панику населения вкупе с предчувствиями слабонервных производителей и трейдеров, но этого не делается. «Возможно, у правительства уже есть какие-то данные по этому вопросу, но мы о них еще не знаем», – предполагает г-н Микаелян. Но в том, что в «центре» нет обобщенного анализа и четкой стратегии, эксперт уверен.

Тем временем Андрей Сизов, исполнительный директор исследовательского центра «Совэкон», прогнозирует, что «хлеб до Нового года подорожает еще на 20% от текущей цены при сборе урожая 60 млн. тонн». «Зерно мы увидим также подорожавшим. По крупам долгосрочного прогноза нет, но на ближайшие месяцы и их судьба тоже будет определяться дефицитом», – заявил он «НИ».

"