Posted 29 августа 2006,, 20:00

Published 29 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Долг неплатежом красен

Долг неплатежом красен

29 августа 2006, 20:00
Возврат внешней задолженности – единственное, на что тратятся государственные нефтедоллары. Однако многие страны должны и нам. По данным Минфина, приведенным в приложении к проекту бюджета-2007, на 1 января 2006 года РФ накопила чужой задолженности на 68,968 млрд. долларов. Сумма, правда, все время снижается, но не за

Внешний долг России уменьшается, а параллельно снижаются и цифры так называемой дебиторской задолженности страны, то есть сумм, которые должны не мы, а нам. За год с (1 января 2005 по 1 января 2006) иностранные долги уменьшились с 84,34 млрд. долларов до 68,9 млрд. В списке наших должников более 40 позиций, основную же его часть составляют наши бывшие друзья. Долг Ирака достигает почти 9,5 млрд. долларов, Афганистана – около 6 млрд., КНДР – 4,5, Ливии – 3,5 млрд., причем процентов в последнем случае набежало больше половины основной суммы задолженности. Индия, Сирия, Алжир должны России чуть меньше, но и они превышают миллиардную отметку.

Кроме собственно государств, в структуре нашего дебета наличествуют иностранные компании и кредитные организации. Иракские, суданские и американские фирмы должны России в общей сложности более 4,7 млрд. долларов. Среди должников числятся также корейские и кубинские банки. В основном это задолженность по коммерческим кредитам, выданным еще до распада СССР.

К третьей части списка относятся страны СНГ. Их доля сравнительно невелика в общем объеме (порядка 3,2 млрд.), зато постепенно растет. На 1 января лидером среди государств ближнего зарубежья была Украина (почти 1,5 млрд. долларов), дальше следуют Узбекистан (670 млрд.) и Белоруссия (360 млрд.)

Эксперты считают, что вернуть значительную часть этих сумм не удастся. «После того как Парижский клуб принял решение списать 80% долга Ирака, с кредитной историей этой страны все понятно, – рассказала «НИ» финансовый аналитик Ольга Беленькая. – Скорее всего, немалую часть долгов придется реструктурировать, а какую-то и совсем списать. Сроки выплат будут растянуты на длительное время или долги будут гаситься за счет закупок нашего оборудования».

К этому, собственно, все давно уже и идет. Не далее как в прошлом месяце Владимир Путин заявил, что по отношению суммы списываемых долгов к своему собственному ВВП Россия находится на первом месте в мире. За последние годы мы списали 16 млрд. долларов одной только Африке, а на встрече G8 в Питере обещали простить еще 780 млн. По всей вероятности, Афганистан нам не заплатит вообще ничего, раз уж об этом всерьез говорят представители нашего Минфина. Но если с государства с полностью разрушенной экономикой взять действительно нечего, то вот трудности переговоров со стремительно развивающейся Индией понять сложно. Напомним, Дели настаивает на том, чтобы добрая половина индийского долга (около 1 млрд. долларов) после возврата вернулась бы назад в виде российских инвестиций. Российские переговорщики вынуждены лишь разводить руками и констатировать «интерес» к этому предложению.

Любопытно, что в условиях перенасыщения российской экономики капиталом, прежде всего государственным – тем, что копится сейчас в стабфонде, все чаще раздаются голоса о возобновлении активного кредитования зарубежных стран. Пока финансовые власти говорят о вложении российских денег как в развитые страны (тот же стабфонд планируется частично потратить на покупку гособлигаций США и ряда наиболее кредитоспособных европейских стран), так и в развивающиеся. «Однако в августе замминистра финансов Сергей Сторчак заявил, что после того, как Россия полностью погасит внешний долг, она рассчитывает активно действовать в рамках Парижского клуба как страна-кредитор, и на эти цели выделяются бюджетные средства», – сообщила Ольга Беленькая. По словам аналитика, пока трудно предполагать, какие страны будут у нас наиболее активно занимать. Не исключено, что речь пойдет, в частности, о Венесуэле и той же Индии. «Это может быть выгодно, особенно в случае связанных кредитов, при которых, к примеру, заемщик будет получать кредит на приобретение российской высокотехнологичной продукции. Но в таких вложениях есть риски, особенно если отсутствует взвешенность подхода и делаются они из соображений престижа». Да и вообще запрет на инвестиции нефтегазовых доходов в развитие своей собственной страны и поощрение вложений в иностранные экономики выглядят по меньшей мере странно, считает специалист.

"