Posted 30 июня 2020,, 10:13

Published 30 июня 2020,, 10:13

Modified 7 марта, 14:56

Updated 7 марта, 14:56

Дешевле и надежнее американских: Египет закупает 500 российских танков Т-90

Дешевле и надежнее американских: Египет закупает 500 российских танков Т-90

30 июня 2020, 10:13
Контракт с Египтом на 2,5 миллиарда долларов не решит всех проблем российского ВПК, но для «Уралвагонзавода», производящего боевые машины это очень важное событие
Сюжет
ВПК

Правительство Египта выразило готовность приобрести крупную партию российских танков. 500 новых Т-90МС должны пополнить египетскую армию в ближайшие годы, если, конечно, контракт не будет сорван на самой последней стадии. И это, при всем уважении к отечественному танкостроению, почти сенсация.

Виктор Кузовков

Начнем с того, что контракт на 500 машин – весьма серьезное событие в любом случае, независимо от того, кто и какие танки покупает. Например, крупнейший контракт на поставки танков Т-90 с Индией предусматривал прямую поставку и сборку на месте из российских узлов, суммарно, 1657 танков Т-90С. Это в три раза больше, чем в случае с Египтом, но ведь несопоставимы и масштабы государств-покупателей. Да и вызовы, стоящие перед ними, различны – Индия находится в очень сложных, мягко говоря, отношениях с Пакистаном и Китаем, которые обладают неплохим танковым парком. В частности, Пакистан закупал у Украины танки Т-80УД в количестве 450 штук, и это явно требовало от Индии адекватного ответа. Что же касается КНР, то этот сосед Индии давно наладил собственное производство танков, и можно только догадываться, сколько их он сможет быстро бросить на индийское направление в случае эскалации имеющегося конфликта.

Для Египта, конечно, тоже есть серьезный вызов в лице Израиля и его танков «Меркава». Но, если вдуматься, он не настолько острый – арабские страны вроде бы оставили идею уничтожить Израиль любой ценой, отношения между Каиром и Тель-Авивом настолько хороши, насколько это вообще возможно между еврейским и арабским государствами, и в этом смысле нет никакой срочности в приобретении целых пятисот современных танков.Если добавить к этому тот факт, что количество танков в египетских сухопутных силах и без того весьма велико, остается только признать – сделка, действительно, не рядовая.

Относительно последнего нужно иметь в виду, что Каир располагает не только морально устаревшими и физически изношенными танками разных типов, от старого советского Т-54 и не менее древнего американского М60А1/М60А3 до Т-62 (тоже, кстати сказать, совсем не новинка), но и весьма значительным парком современных американских танков М1А1 «Абрамс». Общее их количество составляет 1130 единиц, и это весьма серьезная сила. Кроме того, с уже упомянутыми танками М60А1/М60А3, которых в общей сложности в египетской армии 1929 штук, получается, что именно американская бронетехника составляет основу бронетанковых и моторизованных частей египетской армии. И в такой ситуации выбор российских танков для пополнения своих вооруженных сил кажется даже не совсем логичным.

Нужно учесть и то, что большинство имеющихся у Египта танков «Абрамс» собраны в этой стране, из поставленных американцами машкомплектов. Да, это не самое высокотехнологичное производство, но все-таки это по факту имеющаяся у Египта ремонтная база, вполне пригодная как для технического обслуживания имеющегося танкового парка, так и для возможного дальнейшего производства американских бронированных машин. И тем не менее, Каир принимает решение закупить очень значительную партию российских танков – сенсация, да и только!

Что касается собственно контракта с Россией, то российские танки также будут поставляться Египту по примерно той же схеме – из России в Каир будут поступать крупные узлы и комплектующие, из которых уже на месте, местными же специалистами, на том самом заводе, где собирали танки «Абрамс», будут собирать и Т-90МС. Стоимость одного танка оценивается примерно в 4,4 миллиона долларов, а сам контракт суммарно, с поставками некоторого оборудования, боеприпасов и т.д., может обойтись Египту где-то в 2,5 миллиарда долларов.

Наверное, сейчас просто невозможно выделить какую-то одну причину, по которой Каир предпочел закупить именно российскую технику. И все-таки попробуем это сделать…

Прежде всего, отметим: располагая огромным опытом эксплуатации американской бронетехники, египетские военные хорошо изучили не только сильные, но и слабые её стороны. Кроме того, не секрет, что эксплуатация «американцев» обходится весьма дорого – комплектующие, боеприпасы, модернизация обходятся в этом случае иногда в разы дороже, чем в случае с российскими вооружениями. А Египет, при всем уважении, не настолько богат, чтобы серьезно переплачивать.

Кроме того, характер вызовов, с которыми сталкивается Египет в последнее время, со всей очевидностью подталкивает Каир к приобретению более мобильной, легкой машины, способной к быстрым марш-броскам на сотни километров без потери боеспособности. «Абрамс», безусловно, машина серьезная, и у него есть целый ряд сильных сторон – отличная пушка и мощное бронирование в лобовой проекции, что очень важно в предполагаемом противостоянии с другими танками. Но этот танк очень тяжел, из-за чего его проходимость по песчаным грунтам весьма сомнительная, имеет слабые борта и корму, которые полноценно не удается прикрыть ни динамической, ни активной защитой. А это уже весьма критично с точки зрения тех вызовов, которые более актуальны для Каира сейчас – борьба с террористами, вероятное военное вмешательство Египта в Ливии, сложная ситуация во взаимоотношениях с Эфиопией, которая тоже может перерасти в войну.

Анализ последних конфликтов, и прежде всего, конфликта в Ираке, показывает, что больше всего потерь танк «Абрамс» несет от не самых современных средств поражения, вроде советского РПГ-7. Слабые борта и корма, огромная проекция по высоте, невозможность хоть как-то защитить танк при атаке сверху, со скал или с верхних этажей зданий, делают его не то, чтобы очень легкой добычей для террористов и партизан, но все-таки начисто лишают того ореола непобедимости, который пыталась создать вокруг «Абрамса» американская пропаганда.

Важным преимуществом Т-90МС перед американским конкурентом является и силовая установка – многотопливный двигатель В-92С2Ф. Хотя «сердце» американского собрата ничем, вроде бы, разработке наших инженеров не уступит, а кое в чем даже превзойдет. Но есть один очень важный нюанс – газотурбинный AVCO Lycoming AGT-1500 хоть и очень хорош по своим «бумажным» характеристикам, считается не самым надежным. Точнее, как и все газотурбинные двигатели, он очень не любит микроскопическую абразивную пыль, которой обычно много в пустынном и полупустынном климате. Не то, чтобы её любили другие силовые установки – она для всех весьма неприятна – но газотурбинные двигатели переносят её особенно плохо. А значит, при должном качестве сборки Т-90МС приобретает перед «Абрамсом» ещё одно важное преимущество в дальних бросках по пустыне – не только меньший вес и удельную нагрузку на грунт, но и менее капризный двигатель, способный нормально отработать несколько недель в условиях песчаных ветров и бурь.

Вероятно, понравилась египетским военным и защита Т-90МС. Нет, его лобовая броня не лучше, чем у «Абрамса». Но активная защита типа «Арена-Э» и динамическая защита «Реликт» весьма неплохо зарекомендовали себя как на испытаниях, так и во время боевых действий в Сирии, где ими защищали сирийские Т-72 после вмешательства в конфликт России. Кроме того, на экспортный вариант танка, то есть именно на Т-90МС, вместе подбоя, защищающего экипаж от действия поражающих факторов нейтронного оружия, устанавливается жаростойкий противоосколочный кевларовый подбой, защищающий экипаж от последствий прямых попаданий снарядов.

Последнее, вероятно, требует отдельного пояснения. Дело в том, что часто люди остаются в недоумении – какие осколки за толстенной танковой броней? Её и снаряды-то пробить не могут! Но дело в том, что именно при попадании снаряда, даже относительно неудачном, не обеспечившем пробития брони, с внутренней её стороны в месте удара возникают такие огромные напряжения, что от стали или керамики отрываются небольшие осколки и разлетаются по танку. На тех небольших дистанциях, которые есть внутри боевой машины, они представляют огромную угрозу – их энергии достаточно, чтобы вывести из строя экипаж, вызвать возгорание или даже детонацию боеприпасов. Поэтому задача обеспечения защиты от осколков совсем не второстепенна.

В итоге вырисовывается примерно следующее: имеющийся у Египта парк танков «Абрамс» ещё на какое-то время останется основной ударной силой египетских сухопутных войск. Но применять их, скорее всего, планируется только в случае серьезного обострения в отношениях с Израилем. Разумеется, «возможны варианты», но все-таки это вполне похоже на правду.

А вот приобретаемые Т-90МС станут основой маневренных бронетанковых частей, способных в самые сжатые сроки выдвинуться куда-нибудь в сторону Ливии или Эфиопии. И количества, и качества приобретаемых у России танков достаточно, чтобы создать практически несокрушимую группировку на любом направлении, кроме израильского. И именно они могут со временем стать острием того копья, которым собирается разить своих непослушных африканских соседей весьма амбициозный Египет.

Наверное, можно было бы упомянуть о возможном противостоянии Египта с Турцией в разворачивающемся конфликте в Ливии. Но беглый анализ показывает, что там вряд ли состоятся масштабные столкновения с участием египетских и турецких танков. При всем уважении к Эрдогану, он вряд ли рискнет отправить за море действительно большую армейскую группировку, включающую, в том числе, и сотни танков. Это сложно как с логистической точки зрения, ведь египетские ВВС вполне могут просто отправить на дно транспортные суда с турецкими танками, так, пожалуй, и с экономической. А кроме того, вряд ли этот конфликт и активная роль в нем Турции затянутся настолько, что Египет успеет поставить на вооружение всю закупленную у России партию танков Т-90МС.

Наверное, нам осталось добавить только то, что Египет в данном случае проявил свою подлинную политическую независимость, пойдя против интересов США. Возможно, отчасти это обусловлено и желанием наладить отношения с Россией, играющей все более активную роль в регионе. Но в любом случае, позиция Каира заслуживает уважения.

А наш ВПК можно поздравить с действительно серьезным успехом. Понятно, что 2,5 миллиарда долларов не решат всех его проблем, но конкретно для «Уралвагонзавода» это очень ощутимое подспорье на несколько ближайших лет.