Posted 29 июня 2011,, 20:00

Published 29 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:15

Updated 8 марта, 06:15

Президентская дюжина

29 июня 2011, 20:00
Вчера в своем бюджетном послании Федеральному собранию президент РФ определил 12 ключевых направлений бюджетной политики, требующих «системных действий». Речь, в частности, идет о снижении роли государства в управлении экономикой, децентрализации межбюджетных отношений, повышении роли налогов, взимаемых с компаний нефт

Послание, по отзывам экспертов, оказалось модернистским, рассчитанным на массовую аудиторию и «заточенным» больше под предстоящие выборы, чем указывающим конкретные пути решения стоящих перед Россией экономических проблем. Среди наиболее ярких положений доклада можно отметить увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор с целью компенсации выпадающих доходов бюджета от снижения страховых взносов, дальнейший демонтаж системы госкапитализма, расширение приватизации. Кроме того, значительное внимание уделено буксующей реформе коррумпированной системы госзакупок, повышению пенсий и улучшению инвестиционной привлекательности России.

Как сказала «НИ» директор Центра развития Наталья Акиндинова, «выполнить обещание резко повысить налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор Медведеву будет непросто, особенно учитывая, что крупные корпорации у нас прочно срослись с государством». По оценке эксперта, эта инициатива «встретит энергичное сопротивление олигополии и станет предметом предвыборного торга». Не случайно президент не озвучил конкретных цифр усиления фискального гнета с сырьевиков, составляющих фундамент отечественной экономики.

Тем не менее, чтобы выполнять щедро раздаваемые предвыборные обязательства, правительству приходится выкручивать руки «Газпрому». Так, дополнительная нагрузка на монополиста в 2011 году от повышения ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ составит 47 млрд. руб. Это при том, что ставка налога составит 237 руб. за 1 тыс. кубов. Минфин же предлагает поднять ее в будущем году до 480 руб. Рассматривается вариант и в 536 руб., а в 2013-м – 600 руб.

И это вполне объяснимо. Как заявил в послании президент, средний размер пенсий в 2012 году вырастет более чем на 11%, социальных пособий – на 6%. Для этого нужны дополнительные деньги. Однако очевидно и то, что дальнейшее «доение» сырьевиков уже не дает требуемого эффекта. По мнению г-жи Акиндиновой, одной из форм сопротивления сырьевого лобби стал бензиновый кризис, который был «искусственно спровоцирован».

Изыскать дополнительные доходы бюджета, как заявил Дмитрий Медведев, планируется также за счет расширения приватизации. Бюджетная выручка от продажи первого пакета госактивов в течение ближайших трех лет, по оценке Минфина, должна составить 30 млрд. долларов. Напомним, что в ноябре 2010 года правительство РФ утвердило программу приватизации федерального имущества на 2011–2013 годы. По оценкам экспертов, выполнить ее будет не так-то просто – дефицит инвестиций на фоне ускорившегося в предвыборный период бегства капитала и начавшееся наступление на крупный бизнес уже сегодня представляют серьезную угрозу для финансовой стабильности страны.

Примечательно, что накануне глава Минфина Кудрин призвал начать ежегодное сокращение госрасходов вплоть до трат на «оборонку». В Послании же расходы планируется снизисть благодаря реформированию системы госзакупок, где масштабы коррупции, по признанию главы государства, достигают 1 трлн. руб. Однако пока что даже не самая революционная инициатива по замене закона о госзакупках на федеральную контрактную систему натолкнулось на такое решительное сопротивление бюрократии, что процесс усиления прозрачности в этой сфере утонул в межведомственном мутном болоте.

Президент особо отметил: федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, «посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления». Однако эксперты отмечают, что ни по одному из 12 обозначенных приоритетных направлений государство пока не может похвастаться не только успехами, но и продуктивными идеями.

"