Posted 29 июня 2005,, 20:00

Published 29 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Ключи от неба

29 июня 2005, 20:00
Как показала состоявшаяся в минувшую пятницу покупка государством 10,4% акций «Газпрома», правительство решительно настроено на то, чтобы взять под полный контроль деятельность менеджмента в стратегически важных для страны компаниях. Вполне возможно, что вслед за этим начнутся аналогичные процессы на местах. Дело в том

Достаточно показательной в этом отношении является ситуация вокруг ОАО «Владивосток Авиа», в котором государству принадлежит 51% акций. В понедельник состоялось первое после отчетного акционерного собрания заседание совета директоров этой компании. И нежданно-негаданно в повестке дня, помимо пункта об избрании нового председателя совета, появился вопрос о расторжении договора с нынешним реестродержателем ЗАО «Центр Инвест».

Постановка такого вопроса выглядит вдвойне странно, поскольку речь о профессиональном участнике рынка ценных бумаг, который работает с 1993 года и ведет реестры более 400 эмитентов в 11 регионах России. На Дальнем Востоке с регистрационной компанией заключили договора такие крупные эмитенты, как ОАО «Находкинский морской рыбный порт», ОАО «Ярославский ГОК», Хабаровский НПЗ и др. Понятно, что если определенную компанию не устраивает регистратор с большим опытом и хорошей репутацией, значит, там что-то неладно.

Как выяснилось, менеджмент предприятия в лице генерального директора «Владивосток Авиа» Владимира Сайбеля инкриминировал регистратору попытку срыва собрания акционеров в июне прошлого года. Правда, эта самая попытка срыва заключалась лишь в том, что «Центр Инвест» не стал закрывать глаза на явные нарушения законодательства. Но собрание все же было проведено, что в свою очередь явилось явным нарушением законодательства о ценных бумагах, что впоследствии получило соответствующую правовую оценку арбитражного суда. В свою очередь, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) оценила действия регистратора как абсолютно правомерные. Выводы в этом отношении были сделаны однозначные: регистратор ведет себя профессионально и в полном соответствии с законом. Поэтому все говорит за то, что как раз профессионализм и независимость регистратора вызвали недовольство менеджмента, поскольку это мешает реализации их планов.

В общем-то, направленность подобных планов очевидна. Похоже, функции наемного менеджера государственной компании больше не устраивают г-на Сайбеля вместе с группой аффилированных лиц, и он торопится закрепиться на госпредприятии, фактически превращенном им в собственную вотчину, уже в качестве одного из собственников. В пользу этой версии свидетельствует поспешность, с которой в последние несколько месяцев структуры и лица, близкие к г-ну Сайбелю, скупают акции у частных акционеров. В Артеме, где базируется «ВладАвиа», часть жителей города работает именно на этом предприятии, и когда в 1994 году Владивостокский объединенный авиаотряд стал акционерным обществом, его работники получили в собственность акции своего предприятия. Большинство из них трудятся там и по сей день. Какие методы воздействия применялись к подчиненным собственникам акций, остается лишь догадываться. Но, по-видимому, у менеджмента «Владивосток Авиа» есть все основания торопиться.

Дело в том, что недавно ситуация в этой компании поменялась коренным образом. И не в пользу нынешнего менеджмента. В апреле этого года ЗАО «Альянс-Пром» консолидировало 14,45% акций ОАО «Владивосток Авиа», став вторым после государства акционером компании. А на состоявшемся в начале июня собрании акционеров представитель «Альянса» был избран в совет директоров компании. Примечательно, что новый акционер, изучив компанию изнутри, сразу же заявил о своем несогласии с корпоративной политикой действующего менеджмента «Владивосток Авиа». Основные претензии – абсолютная непрозрачность и инициированный менеджерами вывод активов компании.

Как будут развиваться события во «Владивосток Авиа», станет видно уже в ближайшее время. Но, судя по всему, они пойдут не по сценарию нынешнего менеджмента. Главный акционер компании – государство – получило в лице «Альянса-Пром» сильного союзника, и теперь ему легче сделать так, чтобы предприятие работало исключительно в интересах собственников.

"