Posted 29 апреля 2009,, 20:00

Published 29 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:38

Updated 8 марта, 07:38

Малый вперед

Малый вперед

29 апреля 2009, 20:00
Для успешного развития российского малого и среднего бизнеса необходимо сотрудничество деловых кругов, власти и средств массовой информации – к такому выводу пришли участники «круглого стола», организованного Центром социальных инициатив и Союзом журналистов России. В ходе обсуждения стало очевидно, что помимо экономич

Состав участников «круглого стола» был весьма представительным – депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители контролирующих органов и бизнес-сообщества, журналисты. Всех их объединила тревога за малый и средний бизнес, который в последние годы медленно, но верно набирал обороты. В прошлом году число занятых в этой сфере, по официальным данным, превысило 12 млн. человек, а доля в экономике страны составила 15%. «Однако сегодня ситуация критическая, и та динамика, которая была до кризиса, изменилась в противоположную сторону», – обрисовал проблему директор Центра социальных инициатив Владимир Бекетов. В подтверждение своих слов он привел последние данные мониторинга состояния малого и среднего бизнеса: предприниматели, хотя и приспособились к новым экономическим условиям, чувствуют себя в них совсем неважно.

Секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов посетовал на несовершенство наших законов, которые не помогают, а скорее мешают работе малого бизнеса. «Три года назад в Москве, для того чтобы открыть киоск по продаже газет и журналов, надо было получить 29 согласований. Думаю, что сегодня контролирующих и согласующих организаций стало еще больше», – заметил он.

Главный редактор газеты «Экономика и жизнь» Татьяна Иванова, в свою очередь, полагает, что малый бизнес нуждается не столько в поддержке властей, сколько в создании комфортных условий для работы, одним из которых может стать принятие хороших, качественных законов, не позволяющих чиновникам трактовать их на свой лад. Основную же ответственность за возведение барьеров для малого бизнеса г-жа Иванова возложила на муниципальные власти. «Именно они отбили у малого бизнеса всю охоту заниматься чем-либо», – заявила она, отметив, что проломить административный барьер чрезвычайно трудно. «Даже если человек понимает, что правота за ним, в маленьком городке редкий бизнесмен готов встать против власти и добиваться защиты своих интересов», – считает Татьяна Иванова.

Сегодня до 60% занятых в малом и среднем бизнесе работают на предприятиях сферы обслуживания и общественного питания – в кафе, барах, ресторанах, гостиницах. Этот бизнес наиболее уязвим, в том числе и со стороны законодательства. А некоторые законодательные инициативы способны его просто уничтожить. «Это касается в первую очередь ограничения курения табака, – заявляет член Федерации рестораторов и отельеров Мария Орлова. – Для малых предприятий губительны абсурдные, завышенные требования по переоборудованию помещений в связи с ограничением курения в барах, кафе и ресторанах, которые предусматривают наличие изолированных залов, а не выделенных зон – их переоборудование непосильно для «малышей» или невозможно технически. Необходимы разумные сроки введения ограничений – до пяти лет, причем небольшие заведения площадью менее 50 кв. м должны сами определять статус. Передача таких полномочий местным органам власти противоречит Конституции РФ. Кроме того, введение лицензирования продажи табачных изделий – это в условиях финансового кризиса искусственный административный барьер, который имеет коррупциогенный потенциал».

«Глобальный экономический кризис диктует необходимость пересмотра законодательной стратегии в сфере регулирования предпринимательской деятельности», – соглашается с ресторатором член Совета Федерации Игорь Васильев. – В виду сложившихся обстоятельств законодательные приоритеты должны быть выстроены с учетом новых интересов МСБ, на основании объективного анализа и постоянного мониторинга экономических тенденций».

«Основная помощь малому бизнесу – это не финансовые потоки, а снижение административных барьеров, – отмечает генеральный директор Ассоциации производителей табачной продукции Вадим Желнин. – Крупному бизнесу легче их преодолеть, поскольку у него для этого есть юристы, а для малого бизнеса это часто непреодолимый тупик». По мнению г-на Желнина, трудности на грани прекращения работы, испытываемые малыми предприятиями торговли, стали одной из причин высокой инфляции в нашей стране. «Тромб образовался в товаропроводящей цепочке, и для его устранения необходимы дополнительные, в том числе законодательные меры», – считает он.

Немного позитива в обсуждение внес депутат Госдумы Владимир Мединский, заявивший, что правительственная программа по борьбе с кризисом предусматривает ряд положений, которые должны помочь малому бизнесу. Речь, в частности, идет об увеличении финансирования МСБ, упрощении порядка регистрации, уменьшении видов деятельности, которые подлежат лицензированию, и ограничениях по проверкам.

И все же, по мнению Владимира Бекетова, перспективы у российских предпринимателей есть. «Малый и средний бизнес ждет от правительства конкретных антикризисных мер. Опираться надо на дееспособных, предприимчивых, инициативных людей, которые как раз являются представителями малого и среднего бизнеса, – сказал он «НИ». – Я рад, что сегодня представители малого бизнеса высказали откровенно те проблемы и сложности, которые встречаются на их пути. А законодателям было интересно услышать на конкретных примерах, как реализуются принимаемые ими законы, для того чтобы в будущем использовать этот опыт».

"