Posted 29 марта 2005,, 20:00

Published 29 марта 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Восьмым будешь?

Восьмым будешь?

29 марта 2005, 20:00
На прошедшей вчера международной конференции «Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России» помощник президента Игорь Шувалов настаивал на том, что наша страна уже входит в большую финансовую «семерку». Присутствовавшие там официальные представители США, судя по всему, не вполне разделили оптимизм российског

Заявление г-на Шувалова прозвучало довольно категорично: «Экономический механизм должен быть преобразован из «семерки» в «восьмерку». Это наша жесткая позиция. И никакие внутренние политико-экономические процессы, протекающие в нашей стране, не могут быть препятствием для вступления в клуб. Россия является полноправным участником этого клуба, и никаких переговоров о связи нашего членства и процессов в стране не идет». Помощник президента добавил, что рубль может стать полностью конвертируемым с 2007 года, а законодательство России приведено в соответствие с нормами ВТО. Вместе с тем он все-таки признал, что «по участию России в финансовой «семерке» есть вопросы». И один из них, судя по всему, – это недостаточно высокий уровень экономики страны. Как отметил г-н Шувалов, по разным оценкам, РФ является лишь 15–16-й экономикой в мире.

Присутствовавший при этом посол США Александр Вершбоу не стал впрямую опровергать слова высокого российского чиновника, но и не разделил его оптимизма. «То, что сказал на конференции Игорь Шувалов, правильно. Есть некоторые предпосылки (для полноправного участия в большой финансовой «семерке». – «НИ»), которых Россия должна достигнуть», – сообщил дипломат в беседе с журналистами. По его словам, для того, чтобы быть полноправным участником «семерки», необходимо выполнить ряд условий.

Г-н Вершбоу выразил, в частности, очевидную озабоченность излишним вмешательством государства в нефтегазовый сектор. По его словам, «конечно, каждая страна самостоятельно распоряжается своими нефтегазовыми ресурсами, но чрезмерная ограничивающая деятельность правительства имеет большую негативную сторону и может привести к снижению уровня инвестиций». «История с ЮКОСом, предстоящее слияние «Газпрома» и «Роснефти» и присутствие чиновников в советах директоров крупных компаний говорит о том, что Кремль намерен усилить контроль над нефтегазовым сектором», – подчеркнул посол.

Президент Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерс развил мысль дипломата: «Мы сталкиваемся с большим количеством случаев, когда исполнительная власть навязывает свою волю судебной, – это касается, в частности, налоговых проверок. Есть подозрения, что некоторые ревизии обеспечивают потребность региональных бюджетов; исполнительная власть не должна стоять за налоговой».



Комментарии

Михаил ДЕЛЯГИН, научный руководитель Института проблем глобализации:

– Вот представьте: есть клуб, в который принимают тех, кто весит не меньше 100 кг. А вы весите лишь 60, но очень хотите туда вступить. Члены клуба вам будут говорить, что вы должны научиться дорого одеваться, хорошо себя вести, заплатить каждому по 100 долларов, уступить им в спорах, которые у вас с ними есть. Но, несмотря на все это, проблема одна: вы не соответствуете требованиям клуба – вам надо сначала набрать массу. В случае с большой финансовой «семеркой» все то же самое. Россия не может стать ее членом в принципе. Дело в том, что в экономический клуб входят те страны, которые могут влиять на мировые финансовые рынки – это главный критерий. Россия не имеет никакого влияния на финансовые рынки, потому как экономика страны составляет чуть больше 1% от мирового ВВП.

Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Государственной думы:

– Чтобы вступить в клуб, надо как минимум иметь конвертируемую валюту. К сожалению, российское руководство упускает прекрасный шанс, который сегодня дает наш платежный баланс для введения полной конвертируемости рубля и его ввода в состав мировых валют. Это легко сейчас можно было бы сделать, добившись от наших экспортеров продажи сырьевых ресурсов за рубли, а от ЕС – открытия рублевых счетов европейскими коммерческими банками. И то и другое можно было бы сделать еще два года назад, но некомпетентность ЦБ приводит к тому, что мы рискуем упустить такую возможность. Добившись же признания рубля мировой резервной валютой, Россия де-факто бы стала членом большой финансовой «семерки». Даже вне зависимости от того, признают ее остальные члены или нет.

"