Posted 30 января 2020,, 16:02

Published 30 января 2020,, 16:02

Modified 7 марта, 15:23

Updated 7 марта, 15:23

Вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко: Европа останется в приоритетах

Вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко: Европа останется в приоритетах

30 января 2020, 16:02
Фото: ТПП РФ
Наши отношения со странами Европы на фоне взаимных санкций сегодня нельзя назвать прорывными, и многие эксперты в течение последних лет пяти неоднократно заявляли о кардинальной перестройке российской внешнеэкономической модели и ее кардинальной переориентации на рынки стран Юго-Восточной Азии. Но это совсем не так.

Речь идет не о переориентации, а о начавшейся несколько лет назад усиленной и вполне закономерной работе по возвращению на рынки, когда-то неплохо знавшие торговый знак «Сделано в СССР». К сожалению, в предыдущие годы, в период становления Российской Федерации, мы во многом добровольно отступили с занимаемых позиций (кое-где весьма серьезно) в регионах Юго-Восточной Азии. Как, впрочем, и в Африке, да и не только в ней.

Заметим, возвращение иногда идет весьма непросто. поскольку, естественно, за прошедшие годы на рынках появились серьезные конкуренты. Поэтому российское правительство сегодня последовательно и целенаправленно ведет работу по повышению интереса российских бизнесменов к этим рынкам и стимулирует их активность различными формами государственной поддержки. Но делается все это отнюдь не в ущерб остальным направлениям.

В Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ полагают, что, наконец, сложатся в одно целое элементы и европейской, и азиатской частей российской платформы международного делового сотрудничества, - говорит вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко (на фото). Иными словами, рынок Европы не становится для нас менее значимым, он по-прежнему есть и будет одним из важнейших.

Да, «санкционные бои», ограничения, действия и контрдействия у всех на слуху. Но вот в цифрах экспорта и импорта России российско-европейские экономическое взаимодействие выглядит весьма весомо. Так, внешнеторговый оборот между Россией и странами Евросоюза по итогам десяти месяцев, с января по октябрь 2019 года, составил 205,9 млрд евро, в рейтинге экспортеров в ЕС РФ заняла третью строчку - после Китая и США. В рейтинге же крупнейших импортеров из ЕС – четвертую, пропустив вперед США, Китай и Швейцария.

Цифры, как видим, весьма интересные и показывают, что европейский бизнес очень заинтересован в России. Конечно, показатели были бы еще более вдохновляющими, если бы не санкционная война.

Показательна информация, опубликованная в немецкой Handelsblatt. По сведениям газеты, санкции, введенные против России странами Запада, сокращают объем взаимной торговли на 4 млрд долларов в месяц. При этом 92% всех потерь стран-организаторов антироссийских санкций приходится на государства Европейского Союза, в том числе 38% (667 млн. долларов) - на Германию.

Европа в лице руководства стран Союза уже поняла, что санкции в отношении России не являются абсолютной мерой воздействия на Москву, но пока вынуждена идти в фарватере старшего американского брата. Тем не менее наиболее прагматичные европейские руководители реально озабочены потерями своих компаний от российских контрсанкций и уже сегодня проявляют активность в поисках контактов с Россией. Характерно, что впервые за последние годы на форуме в Давосе полностью отсутствовали какие-либо ограничения относительно пребывания там российских бизнесменов.

Европейцы, безусловно, совершенно четко понимают, что их ниши на российском рынке в ближайшем будущем могут быть частично или полностью, надолго или навсегда, заняты бизнесом из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. А в российском сельхозяйственном секторе свои ниши Европа уже потеряла и теперь ищет другие возможности. Так, нами были прекращены закупки рыбы из Норвегии и Исландии. Но бизнес этих стран не ушел с российского рынка, он взамен заметно активизировался в секторе строительства современных рыболовных траулеров и рыбоперерабатывающих фабрик, в том числе на Камчатке и острове Шикотан.

Вот еще один пример. Пеллеты – вид энергоносителей, получаемых из отходов древесины, сельского хозяйства или торфа. Россия стала достаточно крупным игроком этого рынка, войдя в десятку мировых производителей. Основное направление экспорта российских пеллет — европейские государства. Заказы пеллет на предприятиях в наших северо-восточных регионах полностью расписаны на год вперед. Мы готовы и дальше сотрудничать с европейскими компаниями на этом направлении, расширять производство, но наши производители не могут из-за санкций получить «длинные» деньги в европейских банках под подобные проекты. Потери очевидны и для нас и для наших партнеров.

ТПП РФ и ее партнеры в Европе внимательно отслеживают ситуацию на европейских рынках в поисках новых точек делового взаимодействия бизнеса в условиях санкций.

Нельзя не отметить традиционно высокий уровень контактов ТПП РФ с европейскими торговыми палатами: с Итало-российской торговой палатой, Норвежско-российской торговой палатой, Венгерской ТПП, палатами Словении, Хорватии, Венгрии, Словакии. В прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве с Федерацией бельгийских торговых палат.

ТПП РФ сформировала и активно использует различного рода общественные структуры, созданные под ее эгидой или с ее участием. В первую очередь, это деловые советы по сотрудничеству с соответствующими европейскими странами.

В ТПП РФ говорят об активном подключении к работе в новых форматах сотрудничества с европейским бизнесом. В феврале в Палате состоится первый в этом году российско-европейский семинар в рамках инициативы «Узнаем Евразию» совместно с банком «Интеза». Также планируется участие Палаты в мероприятиях посвященных Дням России в Берлине. В марте ТПП РФ проведет в Москве совместно с немецкими коллегами встречу, на которой, в частности, будет подписан меморандум о взаимодействии по европейской инициативе об общем экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока. И это лишь небольшая часть планов ТПП РФ на 2020 год на европейском направлении.

"У нас есть понимание того, что в современных условиях торгово-промышленные палаты – мост для развития торгово-экономических связей между негосударственными структурами России и иностранных государств", - заключает Владимир Падалко.