Posted 29 января 2008,, 21:00

Published 29 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:13

Updated 8 марта, 08:13

Еще намаемся

29 января 2008, 21:00
Минсельхоз отрапортовал, что цены на особо значимые продукты питания будут отпущены не 1 февраля, как планировалось ранее, а 1 мая, то есть как раз к инаугурации нового президента. Министр Алексей Гордеев провел накануне переговоры с крупными производителями и продавцами продуктов питания, которые согласились продлить

Как уточнили в Минсельхозе, во встрече с министром Гордеевым приняли участие представители Росптицесоюза, Молочного союза, Масложирового союза, ряда компаний-производителей и торговых сетей. Соглашение решено подписать 31 января 2008 года, когда истечет срок действия предыдущего «моратория» на цены социально значимых продуктов. В перечень товаров, на которые были заморожены цены, вошли два вида хлеба – пшеничный и ржаной, молоко не менее 1,5% жирности, кефир однопроцентный, масло подсолнечное, яйцо куриное.

По данным МЭРТ, это позволило в 2007 году обеспечить снижение прироста цен на эту продукцию с 3,3% в октябре до 1,6% в декабре 2007 года. При этом, по словам экспертов, убытки от «заморозки» торговые сети компенсировали за счет повышения цен на остальные «несоциальные» продукты. Это заметили и потребители, и власть: инфляция за первые три недели января составила 1,8% – больше, чем за весь первый месяц 2007 года, когда она достигала уровня 1,7%. Несмотря на это, в 2008 году правительство обещает удержать инфляцию в рамках 7,5–8,5%. Напомним, в прошлом году она составила – 11,9%, хотя по первоначальному прогнозу не должна была превысить 8%. Понятно, что рост цен произойдет и в этом году, вопрос в том, когда.

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин рассказал «НИ»: «Очевидно, что первая заморозка предваряла парламентские выборы, а вторая – президентские. Это попытка власти снять социальную напряженность. В стране все должно быть красиво, отличный способ загасить всю эту «брехню» оппозиции!». А вот последствия, по его словам, могут быть катастрофические. «Чем дольше длится период фиксации цен, с тем большим усердием они рванут после «отморозки». Уже сейчас цены на продукты-заменители стали стремительно расти. Но, видимо, после выборов это никого из руководства страны не будет волновать. Впрочем, правительство может принять жесткие меры по сокращению денежного предложения, и скачок не будет таким ощутимым», – размышляет ученый.

Спасение в «адекватной денежно-кредитной политике» видит и президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. Как он рассказал «НИ», «заморозка» не даст желаемого эффекта. «Такие меры приведут к стихийному формированию «черного рынка», где нет госрегулирования, но инфляцию не остановят, лишь затормозят, – убежден он. – Наша проблема в том, что денежная масса формируется быстрее, чем товарная. Объемы промышленного производства не соответствуют объемам денег в обращении. И единственный способ борьбы с инфляцией – это кредитно-денежная политика. Нужно управлять не ценами, а денежной массой, и стимулировать развитие производства. На это нужны силы и время. Легче заморозить цены и не напрягаться».

Также сомневается в адекватности «заморозки» и президент экспертного центра Михаил Хазин. Однако негативных экономических последствий он не предсказывает. «Большинство производителей проигнорируют это решение правительства, – заявил он «НИ». – В противном случае мелкие участники рынка останутся в убытке, так как на продукцию, попадающую в число социально значимых товаров, приходится значительная часть их оборота».

"