Рус
Eng

Вали, пока не видно! Почему мусорная реформа обрела приставку "псевдо"

Вали, пока не видно! Почему мусорная реформа обрела приставку "псевдо"
Вали, пока не видно! Почему мусорная реформа обрела приставку "псевдо"
29 декабря 2018, 10:00Экономика
Перед новым годом законодатели преподнесли россиянам сомнительный сюрприз, отодвинув начало мусорной реформы в стране ещё на четыре года. Несколько лет ряд министерств и ведомств её изобретали, разрабатывали, согласовывали, лоббировали и вот – бросаем недоделанное, начинаем новое. И как же мы это начинаем?

Андрей Умников, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

21 декабря Совет Федерации утвердил закон, который позволяет размещать твёрдые коммунальные отходы на нелегальных свалках. Эти экологически опасные «объекты» до 1 января 2023 года разрешено эксплуатировать без документации, предусмотренной законодательством РФ. Более того, лицензии на размещение отходов – и раньше-то в большинстве своем формальные – теперь заменяются на заключения, выдаваемые Росприроднадзором. Не трудно представить, сколько будет стоить такое «заключение» для хозяина несанкционированной свалки, но он заплатит, потому что ему выгодно валить отходы бесконтрольно и в том месте, которое он давно обогрел.

Проверял ли кто этот «либеральный» закон на коррупционную составляющую, я не знаю. Но как эксперт в сфере экологической безопасности уверен, что населению и окружающей среде будет нанесён тягчайший вред.

Есть реформа, нет её, но в работе с опасными отходами нельзя допускать ни бесконтрольности, ни либерализма. На Госсовете по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» 27 декабря 2016 года на это прямо указал Президент РФ, поручив принять необходимые меры по безопасному обращению с отходами, в том числе, за счёт использования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» для получения, обработки и передачи навигационной информации при транспортировании отходов. Поручение президента не потеряло актуальности до сих пор, но, увы, оно не выполняется. Росприроднадзор при осуществлении надзорной деятельности как не использовал аппаратуру ГЛОНАСС, так и не использует, в результате чего недобросовестные участники рынка валят отходы в «слепой зоне» – на берегах водоёмов, землях сельхозназначения, в лесах, оврагах, горных выработках, карьерах и др.

Обескураживает, что никакой собственной вины в этом безобразии ведомство не видит, а возлагает всю вину на местные власти. Более того, данные о росте несанкционированных свалок в официальных заявлениях звучат как все возрастающие «достижения». В 2017 году надзорное ведомство публично озвучило, что общее их количество в стране в 20 раз больше, чем легальных объектов захоронения отходов, и ежегодно выявляется более 20 тысяч новых несанкционированных свалок. Почему только выявляется, а не предотвращается их появление? Вы что – статисты? Где работа на упреждение, где реальные предложения по перелому чрезвычайной ситуации? Как вы взаимодействуете с добросовестными участниками рынка и общественными инспекторами? Как ведомство компенсирует ущерб, причиненный природе и здоровью людей? Ведь количество несанкционированных свалок только за период 2014-2017 увеличилось на 64%!

А что у нас с тем мусором, который существует легально, «в законе» и под зорким приглядом Росприроднадзора?

По данным Счётной палаты РФ, в стране действует более 1 тысячи полигонов и 15 тысяч санкционированных свалок, т.е. порядка 16 тысяч объектов легального размещения отходов. В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», свалки и полигоны должны вноситься в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Он включает в себя свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения и их соответствии требованиям, установленным законодательством. А теперь – внимание! - на 1 декабря 2018 года в ГРОРО включены всего 5497 объектов из 16 тысяч, официально функционирующих. Таким образом, на сегодня более 10,5 тысяч свалок и полигонов – (2/3 от общего числа!) - не соответствуют требованиям, установленным законодательством, но продолжают принимать отходы.

По данным Контрольного управления Президента РФ в 2011 году в стране полностью соответствовали установленным требованиям 1/2 полигонов, а в 2018 году - всего 1/3, и это является крайне негативным результатом работы надзорного ведомства.

Претензии к Росприроднадзору давние, можно сказать, застарелые. Это и высокая коррупционная составляющая деятельности, и формализм при выдаче лицензий, и полное отсутствие контроля за деятельностью участников рынка. Ответственность попросту не установлена ни «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденном в начале 2000-х в иных социально-экономических условиях и не отвечающих вызовам сегодняшнего дня, ни «Положением о лицензировании», принятом в «пожарном» порядке после лоббирования нынешней мусорной реформы.«Неустановленная ответственность» равнозначна тому, что ведомство не имеет мотивации на повышение эффективности контрольных мероприятий, а лицензирование по принципу «выдал и забыл» становится основной причиной роста несанкционированных свалок. Надо сказать и о том, что Федеральная служба имеет 1799 штатных инспекторов, из них инспекторов экологического надзора – 1150 (на всю Россию!). Этими силами необходимо обеспечить государственный контроль за деятельностью 80 953 объектов федерального экологического надзора и за деятельностью более, чем 350 тысяч предприятий и организаций, в результате работы которых образуются отходы производства и потребления (добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, предоставление услуг и т.д.), при том, что большая часть из них самостоятельно вывозит свои отходы. Это реально? Нет, это – НЕ реально!

ЧП на печально известных всей стране полигонах «Кучино», закрытом лично Президентом РФ в июне 2017 года, и «Ядрово», где 21 марта 2018 года из-за выброса свалочного газа были госпитализированы 53 ребенка, прямо связаны с тем, что Росприроднадзор не справляется со своими обязанностями и давно уже стал формальным органом, не обеспечивающим экологическую безопасность на требуемом уровне. Ведь эти полигоны имели лицензии Росприроднадзора, были внесены в ГРОРО и ведомство якобы осуществляло за ними эффективный контроль. Почему тогда ЧП?

Многочисленные факты грубейших нарушений при наличии разрешительных документов и существующем надзоре имеются во всех регионах, где проводились исследования независимыми экспертами. Поэтому можно продолжать защищать «корпоративные интересы» ведомства, доказывать «высокий уровень» интенсивности и результативности контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора, заменять лицензии на «разрешения», ставить под угрозу здоровье людей, официально вводя в эксплуатацию нелегальные объекты захоронения отходов, - все это ни на шаг не продвинет страну в борьбе с несанкционированными свалками и обеспечении безопасности граждан и окружающей среды, а только усугубит положение.

Начинать надо с простого – наличия «ГЛОНАСС» на каждом мусоровозе, круглосуточного контроля самого бизнеса совместно с общественностью за перемещением отходов и их размещением, и немедленной реализации назревших изменений по совершенствованию разрешительно-надзорной системы, предложения о которых 20 декабря направлены в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Таково консолидированное мнение всех добросовестных участников рынка, общественных инспекторов и экспертов. Надеемся, что новое руководство Федеральной службы по надзору в сфере природопользования примет решение в пользу экологической безопасности России, а не для прикрытия проводимой ныне мусорной псевдореформы.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter