Posted 28 ноября 2010,, 21:00

Published 28 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:27

Updated 8 марта, 06:27

Гиря для бизнеса

Гиря для бизнеса

28 ноября 2010, 21:00
В конце прошлой недели в рамках конференции, посвященной развитию конкуренции в России, состоялась острая дискуссия представителей федеральной и региональной власти, а также делового сообщества. Сказав много хороших слов о необходимости создавать благоприятную среду для развития бизнеса, и предприниматели, и чиновники

Открывший конференцию мэр Москвы Сергей Собянин признал, что главная для города проблема – «это снижение темпов инвестиций, даже по сравнению с другими регионами страны». Причины он видит как объективные – насыщенность рынка в некоторых секторах, например, в торговле или строительстве, так и субъективные. «Первое – это отсутствие внятных и понятных для инвестора предложений. Те сектора, которые я перечислил, себя исчерпывают, других секторов для инвестиций не предложено», – посетовал градоначальник. Он подчеркнул, что в столице сформировалась «мутная» среда инвестиционных контактов, «которая является образцом российской коррупции, чиновничьего беспредела и просто бестолковщины». Еще одним примером недобросовестной конкуренции, по его словам, являются ничем не регулируемые стихийные рынки, через которые проходит колоссальный объем контрафакта, а также услуги общественного транспорта, 70% которых оказывается нелегально. Все это замедляет развитие в Москве цивилизованной торговли и общественного транспорта.

В свою очередь министр экономического развития Эльвира Набиуллина посетовала на то, что в российском обществе недостаточно укоренена сама ценность конкуренции. «Общественный запрос на конкуренцию пока слаб», – выразила она сожаление, одновременно признав, что в нашей стране исторически сложился весьма специфический подход бизнеса к вопросу конкуренции. «В выигрыше становился тот, кто имел наиболее короткий путь к чиновнику, олицетворяющему государство, – констатировала глава Минэкономразвития. – По сути, конкуренция была не за потребителя, а за доступ к чиновнику. Я сказала «была», но мы понимаем, что в действительности это существует до сих пор».

Г-жа Набиуллина сравнила конкуренцию с нежным растением, которое требует особого ухода и благоприятного климата. «Основное – это благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, – отметила она. – Пока мы не превратились в зону вечной конкурентной мерзлоты, нам надо что-то с этим климатом делать. Я надеюсь, что конференция сформулирует запрос к федеральной власти, что нужно делать для развития конкуренции». Глава МЭР сообщила, что министерство сейчас активно следит за разработкой программ развития конкуренции в регионах. «Мы готовы взять на себя роль экономического метеоцентра и оценивать конкурентный климат по всей стране, – пообещала г-жа Набиуллина, подчеркнув, что для регионов, которые не создают условий для прихода туда бизнеса и наращивания таким образом налоговой базы, неприемлемо просить дотации на выравнивание собственного бюджета.

Бывший замминистра экономического развития и торговли, а ныне управляющий директор крупной инвестиционной компании Андрей Шаронов в свою очередь отметил, что, говоря о равной конкуренции, власти одновременно создают преференции для компаний, находящихся в государственной собственности. Кроме того, он выразил сомнение в конкурентоспособности самого госаппарата. «Из 1228 топовых федеральных чиновников только трое имеют степень западных университетов. Это примерно в 50–200 раз меньше, чем в других передовых развивающихся странах, – отметил г-н Шаронов. – В нашем правительстве мало людей, которые работали в бизнесе и именно в рыночных компаниях. И всего один человек с опытом создания собственного бизнеса». Это, по его словам, уменьшает уровень представлений чиновников о реальных проблемах, существующих у отечественного бизнеса.

На расхождение слов и дел посетовал и губернатор Пермского края Олег Чиркунов. «Такое ощущение, что я присутствую на ритуальном мероприятии, где мы сейчас все помолимся, произнесем правильные слова и пойдем дальше грешить, – сказал он. – Все, что мы говорим, правильно, но почему-то это никак не связано с нашей практической деятельностью. В жизни все получается наоборот». Свои наблюдения губернатор подкрепил конкретными примерами, как рыночные предприятия Пермского края переходили в руки госкомпаний, а бурное развитие в регионе частных детских садов было воспринято федеральными органами как большая проблема.

Председатель правления крупной ритейлинговой группы Лев Хасис считает, что главная помощь, которую государство может оказать бизнесу, – снять мешающие административные барьеры. «Конкуренция является неотъемлемой частью жизни, и регулирование не может ее создать или стимулировать, точно так же, как невозможно изменить климат, – заметил бизнесмен. – Поэтому бороться, с моей точки зрения, нужно не за развитие конкуренции, а за устранение барьеров на ее пути».

Универсального решения, как развивать в стране конкуренцию, участники конференции так и не нашли. Вице-президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александр Галушка считает, что самый лучший путь улучшения конкурентного климата – это постоянный диалог бизнеса и власти. «Откуда государство возьмет фактуру – из учебников, из книжек? А бизнес, где он возьмет административные рычаги, чтобы изменить инвестиционный климат? У бизнеса – фактура, у государства – рычаги. Синтез этих двух начал – лучшая стратегия улучшения инвестиционного климата и развития конкуренции», – подчеркнул он «НИ».

"