Posted 28 октября 2015,, 21:00

Published 28 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:35

Updated 8 марта, 03:35

Золото больше не блестит

Золото больше не блестит

28 октября 2015, 21:00
Спрос на золотые ювелирные украшения в России по итогам III квартала 2015 года упал на 44,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 10 тонн. Об этом говорится в отчете аналитической компании Thomson Reuters GFMS. Главная причина спада – резкое снижение покупательской активности населения на фоне продолж

В исследовании отмечается, что всего с начала текущего года спрос на ювелирное золото составил 52,2 тонны, – это почти на 35% меньше, чем в январе-сентябре 2014 года. Между тем всего в мире спрос на золотые украшения в III квартале 2015 года составил 510,4 тонны. Доля РФ здесь – лишь 2%.

Центробанк, в свою очередь, в начале месяца констатировал, что спрос россиян на золото во II квартале текущего года сократился в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем покупок физическими лицами драгоценного желтого металла с дальнейшим размещением его на обезличенных металлических счетах (ОМС) в банках рухнул с 19 тонн до 10,5 тонны. Падение потребительского спроса на золото в слитках и монетах также красноречиво: во II квартале 2015 года население купило 1,3 тонны золотых монет и слитков, – это в 1,7 раза меньше, чем за аналогичный период 2014-го (2,2 тонны).

Люди стали меньше инвестировать в металл, поскольку при общем снижении мировых цен на него (на 8,31% с 1 октября 2014 года по ту же дату 2015 года) биржевые котировки золота постоянно и сильно трясло. По оценке аналитика агентства «Рус-рейтинг» Алексея Митракова, разброс цен на желтый металл достигал за прошедший год 21%. Это явно не добавляло уверенности гражданам, что в золото теперь выгодно инвестировать, считает эксперт.

Компания-брокер «Альпари» оценивает падение спроса на золото в 35% как, по сути, рекордное в новейшей российской истории, но не видит в этом ничего удивительного. Финансовый аналитик «Альпари» Вадим Иосуб в беседе с «НИ» обратил внимание на то, что необходимо дифференцировать спрос на золото на две категории – на инвестиционный и потребительский. Первый тип включает в себя покупку слитков, монет, открытие металлических счетов, чтобы заработать на возможном росте мировой стоимости золота. Второй тип – это спрос на всевозможные ювелирные изделия, и он характеризуется в основном направлениями личных трат людей, а не предпринимательским расчетом.

Сегодняшнее положение на рынке золота в мире таково, что инвестиционный спрос на него снижается, так как цена, достигнув своего пика осенью 2011 года (когда за одну унцию давали более 1900 долларов), устремилась вниз. В настоящее время золото торгуется за цену чуть выше 1100 долларов за унцию. «За прошедшие четыре года миф о том, что золото всегда в цене, оказался в представлениях обывателей разрушенным», – сказал аналитик.

Если же мы говорить о потребительском спросе, то как «дедовский» способ сбережения ювелирные предметы уже давно не работают в сознании людей, и на то есть веские основания. «Если вы сегодня в магазине приобретаете ювелирные украшения, – говорит г-н Иосуб, – и в его стоимость будет включена оригинальность, наличие в нем дополнительных драгоценных камней, то завтра, с наступлением пресловутого «черного дня», когда вы захотите продать ваши драгоценности, вы неизбежно столкнетесь с немалым убытком для себя». Скорее всего, продавать драгоценность придется по цене «золотого лома» – то есть по чистому весу золота, без учета стоимости ограненных камней, а также художественных изысков, разъяснил эксперт и добавил, что денег в этом случае выручить удастся меньше той суммы, что была уплачена при покупке украшения.

"