Posted 28 октября 2009,, 21:00

Published 28 октября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:34

Updated 8 марта, 07:34

ЗаБАДали депутатов

28 октября 2009, 21:00
В Госдуму поступили поправки к закону о рекламе. Если они будут приняты, то реклама биологически активных добавок исчезнет с телевидения, радио и печатных СМИ. Инициатор законопроекта полагает, что таким образом, в частности, удастся остановить стремительный рост количества некачественных препаратов и противостоять уча

В пояснительной записке к законопроекту его автор, депутат Антон Беляков из «Справедливой России», отмечает: «Зарабатывать мошенникам позволяет агрессивная реклама, особенно активно БАДы продвигают на радио и в печатных СМИ». Вслед за констатацией идут обвинения: «В погоне за прибылью продавцы не стесняются рекламировать БАДы как чудо-препараты, способные вылечить неизлечимые заболевания гораздо более эффективнее, чем таблетки. Как правило, жертвами подобной агрессивной рекламы становятся пенсионеры и люди, отчаявшиеся вылечить болезнь. Мошенники зарабатывают деньги на горе и доверчивости граждан».

По словам депутата, проблема начинает приобретать угрожающие масштабы, а схемы продаж хорошо отработаны: «Заманивая покупателей красочными обещаниями, сулящими исцеление от всех болезней, продавцы БАДов действуют по одной схеме. Прочитав о чудо-таблетке в газете, покупатель звонит по указанному номеру, где мошенники, представляющиеся врачами, с помощью психологических методов воздействия убеждают приобрести БАД, рекламируя лечебные свойства и уникальный состав. При этом цена добавок колеблется от 6 до 50 тыс. рублей. Почувствовав, что цена высока для покупателя, аферисты на ходу придумывают различные скидки, ведь реальная цена таких пилюль максимум 100 руб. Обманутые люди применяют БАД вместо лекарств, отказываясь от основного лечения, из-за чего известно немало случаев смертей или тяжелых последствий».

Посему, убежден законодатель, продвигать добавки можно только посредством специализированных изданий. Однако и там планируется ввести ограничения: реклама не должна создавать впечатление, что БАД обладает лечебными свойствами. А поскольку, по мнению г-на Белякова, ежегодное безграмотное самостоятельное потребление БАДов приводит к миллионам несвоевременно поставленных диагнозов, сотням тысяч потерь нетрудоспособности и десяткам тысяч летальных исходов, БАДы должны назначаться только врачами, а реклама должна быть рассчитана только на профессионалов.

Директор центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов согласен с депутатом лишь отчасти. Продажи БАДов действительно растут. По данным эксперта, оборот рынка пищевых добавок в России составляет порядка 2 млрд. долларов. Половина из них приходится на аптечные сети, остальные 50% распространяются с помощью сетевого маркетинга и других точек реализации. И этот рынок нельзя оставлять без присмотра, но запрещать на нем что-то может быть контрпродуктивно. «Здесь нужны другие инструменты: четкое регулирование рынка, разработка этического кодекса для компаний-производителей, принятие стандартов GMP», – рассказал «НИ» специалист.

Государству действительно есть, на что обратить внимание. Так, по данным Роспотребнадзора, 44,7% производителей БАДов нарушают санитарные нормы: 39 из 87 предприятий, куда заглянули представители службы в конце лета, так или иначе закрывают глаза даже на элементарные правила гигиены. «Запрещая же рекламу БАДов, мы усилим к ним внимание и увеличим стремление населения к самолечению – это психологический эффект», – полагает г-н Мелик-Гусейнов. Он уверен: «категорически запрещать что-либо – значит закрывать глаза на корни проблемы». Контроль качества – вот, по словам эксперта, главная задача государства. «В Японии, например, при приеме на работу кандидата спрашивают, какие БАДы он принимает – там важно, чтобы человек заботился о своем здоровье», – отмечает специалист. Запрет же, по его словам, опасен тем, что он «реально может спровоцировать новую волну мошенничеств». «Аферисты сразу же уйдут в тень, будут использовать новые, более изощренные ходы для реализации некачественного продукта. Последствия этого могут быть весьма плачевны, ведь регулировать теневой рынок, в отличие от легального, практически невозможно», – добавляет специалист.

"