Posted 28 сентября 2004,, 20:00

Published 28 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Воруют все

28 сентября 2004, 20:00
Вчера аудиторско-консалтинговая компания ФБК представила доклад, анализирующий систему государственных закупок в России. Приведенные в нем данные поразили даже видавших виды экспертов: доля честных, открытых конкурсных торгов в общем количестве госзакупок не превышает 1%.

Согласно докладу директора Департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, в 2003 году стоимость заключенных на конкурсной основе контрактов составила свыше 450 млрд. руб. (почти шестая часть бюджета). При этом открытые торги проводились лишь в 7,7% случаев. Основные же закупки чиновники предпочитали совершать или на закрытых торгах, или у единственного поставщика.

Между тем, по закону «О госзакупках», министерства и ведомства обязаны известить поставщиков о предмете конкурса в специальном бюллетене закупок. Информация должна быть исчерпывающей по перечню закупаемых товаров, срокам исполнения контракта, условиям оплаты и другим показателям. Выборочная проверка показала, что закон нарушается повсеместно. Так, выяснилось, что о месте поставки товаров указывается только в 70% случаев, условия оплаты оговорены в каждом втором извещении участникам конкурса, а контактные лица для выяснения тех или иных параметров контракта оговорены лишь в 69% случаев.

Проверкой также установлено, что в списках самых открытых организаций, закупающих товары и услуги на стороне, за исключением управления связи начальника Вооруженных сил РФ, не числится ни одного федерального министерства. А перечень самых закрытых ведомств открывает ФГУ «Государственный Кремлевский дворец» Управления делами президента.

Выяснилась и другая любопытная тенденция. Чтобы отобрать поставщиков «как надо» и подписать контракты только со «своими», чиновники устанавливают плату за участие в тендере. В частности, агентство промышленности при Минпромэнерго по одному из конкурсов запросило перевести на свой счет 2,5 тыс. долларов, что является прямым нарушением закона.

На основе проведенного анализа аудиторы дали бизнесменам весьма полезные рекомендации. Так, не следует участвовать в конкурсах, если: извещения о конкурсах не содержат важнейшей информации, плата за конкурсную документацию неадекватно большая, закупаемые товары уже неоднократно были предметом тендера и организатор слишком настойчиво предлагает участвовать в нем. Если все эти факторы налицо, можно быть уверенным в том, что победитель определен заранее.

Серьезные оргвыводы сделал и гендиректор Федерального центра проектного финансирования Александр Шамрин. По его словам, существует прямая зависимость между количеством участников конкурса и стоимостью товаров и услуг: чем больше конкурсантов, тем меньше цена за контракт. В частности, практика показала, что в тендерах «Газпрома» обычно участвуют 2–3 участника, а в РАО «ЕЭС России» – 5–6. Поэтому закупки, осуществляемые энергетиками, оказались в 2–3 раза эффективнее тендера газовиков.

По мнению начальника управления Федеральной антимонопольной службы Михаила Евраева, чтобы коренным образом переломить ситуацию, необходимо принять новый закон о госзакупках. Соответствующий законопроект уже находится в Думе. ФАС, в частности, предлагает обязать госорганы проводить закупки на открытых аукционах в максимально возможных случаях, конкурсы же оставить только для нестандартизированных товар и услуг. Практику закупки товаров у одного-единственного поставщика рекомендуется вообще ликвидировать.


В России возрождается традиция помещать государственные символы на лучшие отечественные товары

Топ-10 наиболее закрытых государственных заказчиков

индекс открытости
1ФГУ "Государственный Кремлевский дворец" Управления делами Президента Российской Федерации-1,72
2ГУ "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Министерства транспорта РФ-1,56
3Войсковая часть 86852 (г.Москва)-1,50
4Северо-Западное окружное управление Федерального агенства по государственным резервам (г. Санкт-Петербург)-1,50
5Главное управление Министерства юстиции РФ по Свердловской области-1,50
6УВД Брянской области-1,43
7ФГУ "Управление по эксплуатации зданий Государственной Думы РФ" Управления делами Президента РФ-1,36
8Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания-1,33
9ГУ "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборотория" (г. Москва)-1,33
10Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия-1,30

"