Posted 28 сентября 2003,, 20:00

Published 28 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

По большому кругу

По большому кругу

28 сентября 2003, 20:00
В минувшую пятницу 11 российских банков заключили с Пенсионным фондом России (ПФР) соглашения о выполнении ими функций трансфер-агентов. Иначе говоря, они будут принимать заявления граждан, решивших отдать свои пенсионные накопления частным управляющим компаниям, и информировать об этом ПФР.

Как стало известно в конце прошлой недели, модернизация пенсионной системы вступила в новую фазу. После того как к пенсионной реформе подключатся банки, гражданам легче будет сделать свой выбор в пользу той или иной управляющей компании. Прежде всего потому, что им необязательно теперь будет приходить с заявлением в районное отделение ПФР. Или искать нотариуса, который должен ставить свою подпись на письме будущего пенсионера. Россиянам достаточно будет посетить одно из отделений банка-трансфер-агента и передать его сотрудникам заявление. После чего все дальнейшие хлопоты по оформлению этого документа и передачи его в ПФР лягут уже на плечи банка.

Будущим российским пенсионерам эта услуга будет предоставлена безвозмездно: все расходы возьмет на себя Пенсионный фонд России. За каждое оформленное в электронном виде заявление он будет выплачивать банку по 4 рубля.

Впрочем, для банков особой финансовой выгоды в таком сотрудничестве с ПФР нет: 4 рубля за «пенсионера» – ничто по сравнению с затратами, которые придется понести. В частности, им необходимо будет «открывать у себя консультационные пункты, оформлять информационные стенды и предпринимать дальнейшие шаги по проведению разъяснительной работы с населением». То есть речь идет о долгосрочной выгоде, ни никак не о сиюминутной прибыли. Через подключение к реформе многие из банков смогут в перспективе выйти на рынок пенсионных денег и стать полноправными участниками пенсионной реформы.

Тем не менее далеко не все российские банки ринулись сотрудничать с Пенсионным фондом. С ним подписали договор всего 11 банков. Но, как считают в ПФР, на этой неделе «круг революционеров» должен расшириться. Прежде всего банками-агентами станут те кредитные учреждения, которые имеют не менее 30 филиалов по России. Собственно говоря, из-за разветвленной филиальной сети банки и оказались востребованы.

Более того, Пенсионный фонд намерен привлечь к этой работе и другие учреждения, «куда граждане заходят чаще всего». Например, нотариальные конторы, которые так же, как и банки, будут заверять подписи определившихся с выбором граждан. Правда, в этом случае государство снимает с себя обязательство по выплатам: за услуги нотариуса граждане будут платить из своего кармана. Следующими по списку трансфер-агентов проходят крупные работодатели, а также почтовые отделения. С ними Пенсионный фонд тоже намерен заключить соглашения.

Правда, независимые эксперты считают, что ПФР в данном случае действует, во-первых, нелогично, а во-вторых, очень медленно. Как заявил «Новым Известиям» эксперт Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Олег Комаровский, людям привычнее заполнять подобные заявления не в банках или нотариальных конторах, куда вообще не достоишься, а в ДЭЗах, ЖЭКах, но лучше всего у своих работодателей, то есть прямо «не отходя от кассы». «В первую очередь следовало бы заключить соглашения с более доступными и удобными для людей трансфер-агентами, но почему-то выбор Пенсионного фонда пал именно на банки», – считает эксперт. – Представьте себе, что у каждого из 11 банков, заключивших соглашения с ПФР, есть по 1 тысяче отделений. Умножив на 11, получим 11 тысяч пунктов, где граждане смогут заполнять заявления. Для 38 миллионов будущих пенсионеров этого, мягко говоря, маловато».



"