Posted 28 августа 2011,, 20:00

Published 28 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:00

Updated 8 марта, 06:00

Утром деньги, вечером – подлодки

28 августа 2011, 20:00
В конце прошлой недели Владимир Путин потребовал до конца августа заключить все оставшиеся контракты по гособоронзаказу на 2011 год. Речь идет о 13 недозаключенных судостроительных контрактах общей стоимостью 40 млрд. руб. Причиной длительного торга между военными и предприятиями стала цена боевой техники, которую Мино

Прошлогодний оборонный заказ был выполнен лишь на 70%. За это поплатились креслами директора крупнейших оборонных компаний, преимущественно занимающихся электроникой и работающих на военный космос. Этот год проходит под знаком «разборок» в военном судостроении. Что легко объяснимо, ведь до конца декабря в эксплуатацию должны быть введены строящиеся на «Севмаше» три ультрасовременные атомные подводные лодки: одна – проекта 885 «Ясень» и две – проекта 955 «Борей». Кроме того, должны быть заложены основы строительства целого подводного флота. До 2020 года на том же «Севмаше» планируется спустить на воду еще десять атомных субмарин класса «Ясень» стоимостью около 1 млрд. долларов каждая. Деньги под это дело потребуются немалые. Однако, по мнению судостроителей, явно недостаточные, что и стало причиной ожесточенного спора между ними и Минобороны.

Нынешний дедлайн, назначенный премьером Путиным на 1 сентября, является уже третьим по счету. Первый был провален в мае, несмотря на требования президента Медведева соблюдать сроки подписания договоров. Второй – в июле, когда выяснилось, что контракты заключены лишь на две трети необходимого объема. Напуганные отставками и обещанной президентом перспективой возбуждения уголовных дел против «саботажников», руководители предприятий и военные чиновники засуетились. В течение минувшего месяца они быстро утрясли почти все контракты по оборонному заказу. По инициативе Минпромторга в августе прошло совещание, в рамках которого были заключены почти все оставшиеся соглашения в рамках гособоронзаказа-2011, кроме Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) – стороны не сошлись в цене.

Речь идет о 13 контрактах общей стоимостью 40 млрд. руб. В минувшую пятницу вице-премьер Игорь Сечин доложил премьеру, что вопрос о трех из них «уже решен». Однако успеют ли судостроители и Минобороны договориться до конца лета по оставшимся 10 контрактам, пока неясно. Аналитик Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов рассказал «НИ»: «Ценовой торг пока еще продолжается, и каждый тянет одеяло на себя. Военные хотят купить технику подешевле, а предприятия выдвигают свои аргументы, выторговывая прибавки и изыскивая аргументы для обоснования резкого повышения конечной стоимости изделий».

О чем конкретно торгуются стороны, учитывая секретность, которой окружены закупки Минобороны, можно лишь догадываться. Однако есть основания предполагать, что речь идет о приобретении военными новейших фрегатов, атомных субмарин и крылатых ракет для них. В споре каждая из сторон использует жесткие аргументы. Так, накануне встречи Путина и Сечина ОСК выступила с заявлением, что из-за незаключения контрактов три ведущих оборонных судостроительных предприятия могут остановиться, поскольку нечем платить зарплату рабочим. Судостроители требовали от Минобороны дополнить стоимость выполненных работ, в частности, по атомной субмарине «Северодвинск» «инфляционной прибавкой». Производство боевой техники подорожало по причине роста цен на материалы и тарифов естественных монополий.

Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко заявил «НИ» по этому поводу: «Это вполне логичный шаг, поскольку энергия, металл, топливо непрерывно дорожают и уже почти достигли мирового уровня. Так что военным не следует удивляться, что и боевую технику им придется скоро покупать по мировым ценам, а не по дешевке, как они привыкли».

По мнению г-на Абзалова, предприятия могут снизить цену, но тогда упадет качество изделий. «Дешево хорошо не бывает, так что Минобороны придется платить за технику, которая отвечает современным требованиям, цену, которую платят иностранные покупатели российского оружия». По мнению аналитика, в том, чтобы договориться, заинтересованы как Минобороны, так и «оборонщики». Кроме того, и руководство страны давит, ведь не за горами выборы. «А власти не заинтересованы терять голоса избирателей, поскольку рабочие предприятий – это солидный электорат, который составляют не только они сами, но и их семьи, родственники, знакомые».

"