Posted 28 августа 2007,, 20:00

Published 28 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:35

Updated 8 марта, 08:35

Щедрая моя столица

Щедрая моя столица

28 августа 2007, 20:00
Вчера в правительстве Москвы обсуждался проект бюджета на 2008 год, который снова будет дефицитным. Расходы, которые превысят 1 трлн. руб., по абсолютным показателям уже сопоставимы с общегосударственными. А по суммам, которые направляются на «социалку», российская столица обгоняет даже многие европейские страны. Однак

Хотя парламентские выборы в Москве уже давно прошли, бюджет-2008 напоминает предвыборный по поставленным в нем задачам. Так, например, объявлено, что минимальная зарплата к октябрю 2008 года наконец сравняется с прожиточным минимумом в столице и составит 7,5 тыс. руб. Многие масштабные проекты запланированы в области инфраструктуры. Так, только на строительство дублера Кутузовского проспекта запланировано ни много ни мало 14,6 млрд. руб. Это на 1 млрд. больше, чем вся целевая программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в столице на 2006–2010 годы.

Тем не менее столичный бюджет останется дефицитным: расходов будет больше, чем доходов на 102 млрд. руб. Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин считает, что этого можно было бы избежать. По его словам, дефицит искусственный: когда в конце года оказывается, что доходы намного превышают расходы, чиновники успевают прокрутить свободные деньги, все это время хранившиеся у них на депозите.

К проекту бюджета выдвигаются и другие претензии. Некоторые эксперты обрушились с критикой на столичные власти за то, что миллиарды рублей Москва вкладывает в аэропорты в других регионах России, в том числе в Нижегородской и Ивановской областях. Явным минусом этих вложений, по их мнению, является их низкая рентабельность – прибыль окажется заведомо ниже инфляции. При этом отмечается, что регионы выбраны не случайно – их возглавляют бывшие заместители Юрия Лужкова Валерий Шанцев и Михаил Мень.

В департаменте финансов Москвы подобные обвинения решительно отвергают. «Действительно, Москва вкладывает деньги в развитие 8 аэропортов, но это инвестиции в будущее, – пояснили там «НИ». – Сейчас мы можем торговать с этими областями только продукцией сельского хозяйства, на этом много не заработаешь. Москва может позволить себе долгосрочные инфраструктурные вложения, у нас и бюджет поэтому дефицитный: вместо того чтобы копить обесценивающиеся деньги, мы берем займы и вкладываем их в модернизацию инфраструктуры. В результате мы получаем экономику, которая может себе позволить тратить 50% своего бюджета на социальные программы, такого нет больше нигде в России».

Социальные программы действительно масштабны. Так, например, если по всей России на культуру и СМИ в бюджете предусмотрено 78 млрд. руб. (а в 2010 году и вовсе 64 млрд.), то в Москве эта сумма составит более 21 млрд. руб. При численности населения в 10 раз меньшей, чем в РФ, социальные расходы столицы лишь в 4–5 раз меньше, чем по стране. Немало будет потрачено и на образование (31 млрд. руб.), перспективы которого у экспертов вызывают наибольший оптимизм.

«То, что в обсуждаемом сегодня проекте бюджета относится к образованию, заслуживает осторожного одобрения, – рассказал «НИ» председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Во-первых, приятно то, что в столичном бюджете, в отличие от милитаризированного федерального, у нас сохраняется «десятина» (то есть не менее 10% от расходов) на образование. Во-вторых, есть некоторые основания для оптимизма в отношении эффективности этих расходов. В ближайшее время начнет действовать московская Общественная палата в области образования, в которую входят весьма авторитетные люди. Без подобного общественного контроля сложно определять актуальные приоритеты и следить за эффективностью исполнения бюджета. Уже в этом году мы будем переходить на иной способ оплаты учителям, исходя, прежде всего, не из количества часов, а из собственно качества преподавания. Мы очень надеемся, что нам удастся серьезно при этом поднять зарплату педагогам, и прежде всего – хорошим специалистам, что в целом требует повышения расходов на зарплаты где-то в 1,5 раза. Правда, удастся ли нам добиться такого роста расходов, еще не ясно».

"