Posted 28 августа 2003,, 20:00

Published 28 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Предвыборный брак

Предвыборный брак

28 августа 2003, 20:00
Созданию единого экономического пространства сопротивляются только железнодорожники и аграрии

Вчера правительство одобрило проект соглашения о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) между Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном. А в сентябре, как сообщил замминистра экономического развития и торговли Дмитрий Сухопаров, этот документ будет вынесен на подписание глав четырех правительств и государств. Скорее всего, он будет подписан. Правда, на вчерашнем заседании правительства выяснилось, что текст этого документа требует серьезной доработки.

Скорость, с которой формируется новое аморфное государство под названием ЕЭП, вызывает удивление даже у белодомовских старожилов. Всего полгода назад, 23 февраля этого года, четыре президента решили скрепить свою дружбу новым союзом, а уже в сентябре они собираются поставить подписи под официальным документом. Речь идет о проекте соглашения о создании ЕЭП и комплексе мер по формированию союзного государства. Напомним, что эти документы предполагают обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы в ЕЭП, а затем и создание наднационального органа. Чтобы обеспечить такую «скорость» интеграции, как утверждает замминистра экономического развития Дмитрий Сухопаров, экспертам даже пришлось работать в «режиме нон-стоп»: если раньше они встречались каждый месяц, то в последнее время каждые две недели. Чиновники спешат положить на стол президентам официальный документ о создании нового союза.

К сожалению, документ получился очень «сырым». Впрочем, иначе не могло и быть: ведь каждая из сторон видит интеграцию по-своему и не учитывает общие интересы. Например, премьер-министр Михаил Касьянов, открывая вчерашнее заседание правительства, заявил, что, возможно, главы 4 государств делегируют часть своих полномочий некоему наднациональному органу. Премьер подчеркнул, что реализация идеи создания ЕЭП предполагает «постепенное, разноскоростное и разноуровневое движение». Но вчера же глава украинского МИД Анатолий Зленко заявил, что его страна исключает возможность создания наднационального органа. «Это наша принципиальная позиция и не только в отношении ЕЭП», – заявил он.

Поэтому, кто именно будет регулировать таможенную и тарифную политику четырех государств, работу естественных монополий и многое другое, до сих пор не ясно. Союзники, судя по всему, не готовы и к введению единой валюты, в которой будут происходить расчеты между странами нового содружества. Президент Белоруссии Александр Лукашенко на днях в очередной раз отверг идею хождения рубля на территории страны. Есть все основания полагать, что Киев займет в этом вопросе еще более жесткую позицию. Может быть, именно поэтому в документах, представленных МЭРТ на заседании правительства, вопрос о введении единой валюты вообще не поднимался. Дмитрий Сухопаров ограничился заявлением, что это «само собой подразумевается». А из присутствовавших на заседании правительства министров никто не стал касаться этой болезненной темы.

Тем не менее нашлись смельчаки, которые попытались задать премьеру вопросы по поводу создания ЕЭП. Например, министр путей сообщения Геннадий Фадеев заявил с прямотой «железнодорожника», что не считает экономически перспективным переход на единые тарифы в ЕЭП. Касьянов с той же искренностью ему ответил, что об этом сейчас речь не идет: объединение состоится не раньше, чем лет через 5–10, а может, даже 15.

– А вы знаете, каким государство будет через десять лет?– поинтересовался министр у премьера.

– Об этом я расскажу вам после заседания, – успокоил своего подчиненного Михаил Касьянов.

В ответ Фадеев рассказал премьеру байку про бывшего министра путей сообщения Спасского. Выслушав на одном из заседаний коллегии министерства доклад молодого чиновника о будущих планах отрасли, 70-летний министр заметил: «Вот вы со своими планами через какое-то время уйдете на пенсию, а мне после вас все это расхлебывать».

– Вот вы сами и ответили на свой вопрос по поводу ЕЭП, – нашелся премьер.

Сторону Фадеева занял и вице-премьер РФ Алексей Гордеев. Правда, он не был так категоричен, как глава МПС, и просто попросил при подготовке соглашений по отдельным отраслям экономики учесть интересы отечественных сельхозпроизводителей. Никаких других противников создания ЕЭП в российском правительстве не нашлось. Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и Минфин, ответственные за наполнение бюджета, хранили молчание.

На вопрос «Новых Известий», какова все-таки экономическая целесообразность создания ЕЭП, замглавы МЭРТ Дмитрий Сухопаров ответил, что пока таких расчетов никто не делал. Получается, что Россия будет вступать в новый «брачный» союз, даже не зная, что именно он ей сулит.

"