Posted 28 июня 2015,, 21:00
Published 28 июня 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:42
Updated 8 марта, 03:42
К проверкам различных финансовых учреждений Роспотребнадзор подходил по-разному. 1137 проверок (72% от общего числа) пришлось за минувший год на долю банков – это на 26% меньше, чем было в 2013-м. Зато число проверок страховых компаний возросло на 70% (со 172 в 2013-м до 292 в 2014 году), а микрофинансовых организаций – на 45% (с 85 в 2013-м до 123 в 2014 году).
По результатам всех этих проверок Роспотребнадзор выявил 5575 нарушений, что на 68% больше, чем было в 2013-м. В суд ведомство подало 234 иска о защите прав потребителей. «В финансовой сфере 90% – процент удовлетворения исков и около 90 тыс. рублей плюс-минус – средняя сумма выплаты», – сообщил Олег Прусаков.
Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. К примеру, в 2014 году Роспотребнадзор получил 28 727 обращений потребителей, а это на 52% больше показателя годичной давности. Доля жалоб, касающихся именно финансовой сферы, в общем объеме жалоб также выросла – с 3,4% в 2013 году до 4,5% в 2014-м. При этом подавляющее число жалоб приходится на деятельность банков – 19 037 случаев, то есть 63%. Еще в 29% (8 378 случаев) претензии у граждан вызывают страховые компании. 791 обращение (3%) касалось платежных агентов, а 515 случаев (2%) были связаны с микрофинансовыми организациями.
Часто основной претензией пользователей финансовых услуг становится то, что уже в процессе пользования продуктом кредитных организаций последние начинают выставлять условия, о которых потребители не знали в силу недостатка информации.
И действительно, как подчеркнул в своем докладе председатель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, «потребитель не получает в полном объеме информацию, которая требуется ему для принятия решения о том или ином кредитном продукте». Независимый мониторинг, проведенный консорциумом в составе Союза общественных объединений КонфОП и Consumers International, показал, что ни одна из изучавшихся кредитных организаций не предоставляет на своем сайте полную информацию, не требующую дополнительного обращения в офис.
Как сказал «НИ» г-н Янин, это несложно подтвердить, просто открыв сайты, к примеру, крупнейших банков России в разделе потребительского кредитования – по любому интересующему продукту могут возникнуть вопросы, ответов на которые найти не удается. Например, затруднительно найти информацию о штрафных санкциях и существующих дополнительных комиссиях по тем или иным кредитам. Считанное число банков и уж тем более микрокредитных организаций приводят описание всех затрат, которые понесет заемщик по кредиту. Кроме того, время для изучения индивидуальных условий кредитования предоставляют клиентам только 14% банков. И почти никто не уведомляет заемщиков заранее о возможности смены условий кредитования в одностороннем порядке и не раскрывает всех возможных рисков, связанных с получением кредита.
Мало того, из-за увеличения числа проблемных долгов и невозвратных кредитов банки крайне неохотно идут на их реструктуризацию. Например, по нашумевшей валютной ипотеке такую услугу предоставили только 8% банков, а по автокредитованию и того меньше – всего 3%. А там, где клиентам все-таки предлагали реструктуризацию, ее условия шли с заведомым ухудшением положения заемщика.
Но непредоставление всей необходимой информации является не единственным нарушением, к которым прибегают кредитные организации. Часто клиенты несут потери при просрочке выплат по кредиту, возникающей не по их вине, а просто из-за выходного дня у банка или его изменившихся реквизитов. А при кредитовании на крупные суммы клиентов зачастую просто вынуждают дополнительно приобретать пакеты услуг на страхование жизни и здоровья или страхование непосредственно кредита.
«Зачастую даже при желании клиентов более детально разобраться в используемых ими финансовых услугах им элементарно недостаточно профессиональных знаний, чем и пользуются недобросовестные организации», – отметил Дмитрий Янин. По его словам, для более качественного информирования потребителей необходимо использовать международный опыт и ввести более эффективный контроль над маркетингом и рекламой кредитов.
Карточные шулеры взяли банк