Posted 28 июня 2009,, 20:00

Published 28 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:17

Updated 8 марта, 07:17

Счет за газ

28 июня 2009, 20:00
В субботу стало известно, что «Газпром» отверг предложенный Белоруссией долгоиграющий график погашения долга за поставленный в страну газ. В Минске называют это продолжением российского давления и утверждают, что конфликт имеет не экономическую, а политическую подоплеку.

Долг Белоруссии перед российским газовым монополистом возник из-за разницы между контрактной и среднегодовой ценой. По крайней мере, в субботу глава «Газпрома» Алексей Миллер потребовал от Минска погасить долг в 244 млн. долларов в июле и сообщил, что письмо с этим требованием отправили в «Белтрансгаз». В случае задержки не исключено, что объем поставляемого в страну газа сократится. «Это предусмотрено действующим контрактом между сторонами», – напомнил г-н Миллер.

Минск в ответ предложил вернуть долг в течение трех месяцев – с августа по ноябрь. С такой инициативой выступил в парламенте первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко. К тому же, по расчетам белорусской стороны, и долг ее перед «Газпромом» чуть меньше – 234,1 млн. долларов. С начала года страна оплачивает текущие поставки по среднеконтрактной цене в 150 долларов за 1 тыс. кубометров газа, в то время как в первом квартале контрактная цена для Белоруссии составила 210,32 доллара, а во втором – 157,74. В Минске просто «не заметили» колебания цены, и, по словам г-на Семашко, в третьем квартале она предположительно составит 115 долларов за 1 тыс. кубов. Таким образом, союзник предлагает России продолжить оплачивать газ по среднеконтрактной цене, которая с июля будет превышать контрактную, что позволит постепенно погашать задолженность.

Вопрос оплаты газа по среднегодовой цене обсуждался на встрече Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко в апреле этого года. По словам белорусского президента, его российский коллега дал согласие на такую схему, а премьер РФ Владимир Путин 28 мая публично это подтвердил. Однако устное согласие Москвы документально закреплено не было, и Минску придется оплачивать газ по формуле с учетом коэффициентов на 2009 год. Попытки же белорусской стороны затянуть время легко объяснимы – в июле ожидается второй транш кредита МВФ в размере 675 млн. долларов, и рассчитаться с «Газпромом» можно будет относительно безболезненно.

Нынешний конфликт начался с требования «Газпрома», чтобы «Белтрансгаз» выплатил задолженность в 230 млн. долларов до 23 июня. Правда, эта сумма не включала в себя штрафы и пени за неуплату и недобор газа в объемах, предусмотренных контрактом. Примечательно, что о своих претензиях российский монополист объявил в тот день, когда официально завершилась «молочная война», – 18 июня. Реакция Минска была нервной: никаких долгов перед Россией нет. В белорусской столице сегодня только ленивый не говорит, что конфликт – чисто политический. Так, Александр Лукашенко недавно на встрече с главой Ростовской области Владимиром Чубом сообщил, что в Кремле его «пытаются бить больнее». В эту логику вписывается и история с поставками в РФ белорусской сельхозтехники. По оценке вице-премьера Семашко, «сегодня можно констатировать, что идет запрет на приобретение белорусской техники в России». «Мы ставим вопрос – работать на паритетной основе. Вы субсидируете российскую и белорусскую технику у себя, а мы у себя субсидируем белорусскую и российскую технику, – отметил он. Пока наше предложение россияне не воспринимают». Правда, при этом белорусский чиновник не счел нужным вспомнить, что и Белоруссия ограничивает российский импорт. Под раздачу попало было даже пиво «Балтика».

Белорусский политолог Виктор Мартинович в беседе с корреспондентом «НИ» назвал происходящее «началом следующего этапа большой торговой войны». «За молоком пошел газ, будет еще и нефть», – прогнозирует он. По мнению эксперта, «Москва будет «мочить» Минск, пока не добьется выполнения как политических, так и экономических требований. «Но, по крайней мере, вопрос с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии зависает – весенняя сессия парламента завершилась, и я не думаю, что ради решения вопроса о признании новых республик депутатов соберут на внеочередную сессию», – считает он.

"