Posted 28 июня 2004,, 20:00

Published 28 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Гамбургский счет с Неглинки

Гамбургский счет с Неглинки

28 июня 2004, 20:00
Впервые в мировую банковскую топ-1000 включен 21 российский банк. Это, впрочем, не означает, что все они пройдут экзамен ЦБ на включение в систему страхования вкладов.

Британский журнал «Бэнкер» опубликовал вчера список тысячи крупнейших банков планеты по итогам 2003 года. Ежегодный рейтинг составляется по величине капитала первого уровня, то есть той его части, которую можно направить на покрытие возможных убытков. Этот показатель считается наиболее объективным, а, учитывая недавние события вокруг «Кредиттраста» и Содбизнесбанка, представляет немалый интерес для россиян.

На этот раз в лучшую тысячу вошел 21 российский банк (год назад их было 17). Наш лидер – Сбербанк. Благодаря приросту капитала первого уровня на 20,1% (до 2,8 млрд. долларов) он перебрался со 155-го места на 152-е. Затем идут Внешторгбанк и Газпромбанк (179-е и 352-е места). Они тоже поднялись – со 168-й и 371-й позиции соответственно. Среди новичков российской части списка – «Автобанк-Никойл», Промсвязьбанк и Национальный резервный банк.

Динамика нашего присутствия в топ-1000 причудлива. В 1999 году отечественные банки занимали двенадцать строчек в британском рейтинге. В 2000-м их количество сократилось до 8, в 2001-м – до 5, но затем начало расти: в 2002-м –7, 2003-м –17 и вот сегодня – 21.

Если сравнивать наши кредитно-финансовые учреждения с центрально- и восточноевропейскими, то три банка из РФ входят в их первую пятерку, а среди 25 крупнейших банков региона – 14 наших. К тому же Сбербанк уже второй год подряд держит первое место в Центральной и Восточной Европе. Однако почивать на лаврах рано – капитал первого порядка лидера мирового списка Ситибанк превышает показатель Сбербанка в 20 раз.

Британский рейтинг – вещь, несомненно, познавательная, но в родном отечестве свои подходы. Вполне возможно, что не все российские банки, попавшие в тысячу крупнейших, войдут в систему страхования вкладов.

Дело в том, что в числе отличившихся на мировой арене российских банков, кроме примелькавшихся гигантов, есть и малоизвестные или сравнительно недавно появившиеся кредитные организации. А Центробанк, завершивший в воскресенье прием «заявок» на участие в новоиспеченной системе, при отборе будет отдавать предпочтение крупным «китам», в которых сосредоточена львиная доля вкладов. Так что для многих дорога в систему страхования вкладов заказана изначально. Об этом еще в конце мая предупреждал зампредседателя ЦБ Геннадий Меликьян, который заявил, что 300 банков из 1200 в нее не пройдут. А это означает, что они лишатся права привлекать средства населения.

По последним данным, датированным 9 июня, ЦБ получил ходатайства 424 банков, желающих вступить в систему с тем, чтобы продолжить работу с вкладчиками. Сообщить «Новым Известиям» более свежую информацию в Банке России отказались, уточнив, что официальная статистика и о тех, кто подал заявки, и о тех, кто прошел проверку, будет опубликована позднее.

Однако, как пояснил «НИ» заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев, маловероятно, что все эти учреждения останутся на рынке. «Невозможно, чтобы система страхования оказалась безвредной для всех банков», – считает депутат.

Сказать, сколько организаций останется не у дел, не берется никто. Во-первых, пока неизвестны точные данные, то есть непонятно, сколько банков изъявило свое желание войти в систему. Во-вторых, как заявил «НИ» эксперт Центра развития Дмитрий Лепетиков, в связи с напряженной ситуацией на рынке межбанковского кредитования и отзывом лицензий у отдельных банков ЦБ может более жестко подойти к отбору участников системы, чем планировалось ранее.

Так что прогнозы г-на Меликьяна, возможно, будут скорректированы. По словам Павла Медведева, одно можно сказать точно: ЦБ обязательно примет в систему страхования 20–30 банков, которые держат 80–90% всех вкладов. Они же первыми получат разрешения на дальнейшую работу с физлицами. «Скорее всего, эти банки будут включены в систему уже через два-три месяца», – считает депутат.

О судьбе остальных остается только догадываться. Если тот или иной банк не будет принят в систему страхования вкладов, то он продолжит обслуживать лишь старые вклады: выплачивать по ним проценты и после истечения сроков погашать их. Открывать новые вклады он не имеет права. По мнению экспертов, это негативно скажется на вкладчиках таких банков.

По словам Дмитрия Лепетикова, у них появятся сомнения в устойчивости кредитного учреждения, не включенного в список. К тому же если срок вклада истечет, гражданину, который привык хранить деньги в конкретном банке, придется подыскивать новое место для размещения капитала. Ситуация осложняется еще и тем, что зачастую в кредитном учреждении держат свои деньги его сотрудники, их родственники, работники аффилированных с ним предприятий – все они будут вынуждены изменить своим вкусам в случае, если банк не включат в систему.

Впрочем, у банков, попавших в новый «черный» список, появится шанс испытать удачу еще раз. По закону они могут вновь подать заявление на участие в системе через 1 год и 9 месяцев после вступления закона в силу (27 декабря 2003 года). То есть уже следующим летом ЦБ начнет пополнять ряды банков, готовых страховать средства вкладчиков.




ЦБ отозвал лицензию у «Кредиттраста»

"