Posted 29 мая 2018, 14:14
Published 29 мая 2018, 14:14
Modified 7 марта, 16:51
Updated 7 марта, 16:51
Эксперты давно то ли в шутку то ли всерьез говорят, что цены на бензин будут в России расти всегда. Экономист Михаил Хазин даже приводил доводы нефтяников: мол, когда мировые цены на нефть растут - то и цены на бензин растут,это понятно. А когда мировые цены на нефть падают - то добывающим компаниям надо как-то компенсировать потери, а где их компенсировать кроме внутреннего рынка? А потому и когда цены на нефть падают - цены на бензин снова растут. Но сейчас нефть дорожает и потому возразить точно нечем.
"Снижение акцизов планируется только с первого июля, и оно предполагает снижение только на то топливо, которое будет выпущено, начиная с июля, - сказал в интервью изданию "Экономика сегодня" младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев. - Происходящее сейчас на рынке к этому отношению не имеет, потому что розница продолжает отыгрывать тот рост, который отмечался в оптовом сегменте три недели тому назад. Кроме того, это повышение приостанавливалось на короткий период, но теперь постепенно продолжается, хотя и меньшими темпами.
Основная причина кроется в том, что внутренние цены остаются ниже экспортных, поэтому производителям гораздо выгоднее вывозить топливо на экспорт, нежели реализовать его на внутреннем рынке. Все это прекрасно видно по статистике, публикуемой Росстатом и таможенной службой. Согласно их данным, у нас постепенно идет наращивание объемов производства, хотя на внутренний рынок поставки не превышают уровень прошлогодних показателей".
О том, что компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем продавать на внутреннем рынке, заявил в эфире Радио "Комсомольская правда" и генеральный директор независимого агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов:
- В последние несколько лет резко росли ставки акцизов на бензин. И этот рост сделал российский рынок бензина менее выгодным для производителей. А к тому же резко выросли мировые цены на нефть и нефтепродукты. И самое главное: рост нефти на мировом рынке не сопровождался укреплением рубля. В итоге установился очень высокий экспортный паритет для российских нефтепродуктов. То есть нефтяным компаниям дизельное топливо и автомобильный бензин продавать за рубеж, а не поставлять на внутренний рынок.
Андрей Гордеев считает, что и ближайшее время рост цен на бензоколонках продолжится. Текущее повышение уже перекрыло то повышение акцизов, которое ожидалось с первого июля. Еще немного и мы бы даже отыграли инфляцию, которая по итогам года пока ожидается около 4%.
В ситуацию даже решило вмешаться правительство. Вице-премьер Дмитрий Козак сказал, что принято решение снизить акцизы на дизельное топливо на 2 тысячи рублей с тонны от действующей ставки, а на бензин на 3 тысячи рублей. При этом ряд экономистов не исключают в скором времени увидеть и 50 рублей за литр.
"Гипотетически такой сценарий возможен, - продолжает Андрей Гордеев. - Однако, скорее всего, ФАС все-таки начнет выдавать предупреждения, штрафы. Как-то иначе повлиять на цены в силу особенностей налоговой системы антимонопольная служба не в состоянии. После того, как цены на нефть неожиданно выросли, увеличилась и доходность, то есть заработали обычные рыночные механизмы. Потенциал роста стоимости топлива еще сохраняется, потому что розничный сегмент до конца не отыграл повышение на оптовом рынке.
Более того, многие АЗС сейчас торгуют себе в убыток - либо вообще ничего не получают, либо просто уходят в минус в надежде на то, что период со временем закончится, и они вернуться к торговле в плюс. В июне мы можем увидеть восходящую динамику, во всяком случае в первой половине месяца. Но с выравниванием внутренней и экспортной цены в оптовом сегменте, что сейчас происходит, рост замедлится".