Posted 28 мая 2014,, 20:00

Published 28 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:16

Updated 8 марта, 04:16

Змий побеждает

Змий побеждает

28 мая 2014, 20:00
В прошлом году россияне потратили 61,5 млрд. долларов на алкоголь, из них почти 21,9 млрд. долларов – на крепкие напитки. По доле расходов граждан на алкоголь мы сейчас уступаем лишь Эстонии. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает четвертое место в мире по употреблению алкоголя (15,1 литра чис
Сюжет
Деньги

Доля расходов на алкоголь на душу населения в России относительно всех покупок в 2013 году составила 5,8%, или 429 долларов, свидетельствуют данные аналитического агентства Euromonitor. Только Эстония превзошла Россию по этому показателю. В 2013 году из всех потраченных эстонцами денег 6,5% пришлось на алкоголь. Следом за Россией идут Белоруссия (5,5%), Перу (5,4%), Литва и Латвия (по 5,3%). В среднем в мире потребители потратили на алкоголь только 1,5% своих средств. Больше всего денег на алкоголь в 2013 году потратили в Финляндии – 844 доллара на душу населения. Но нужно учесть, что доходы в России значительно меньше финских.

Можно предположить, что рост алкогольной нагрузки на бюджет пьющей части россиян во многом связан со стремительным ростом акцизов на спиртное. Власти уверяют, что это поможет победить тягу наших соотечественников к спиртному. Однако пока что, кроме пополнения бюджета, особого положительного эффекта не наблюдается. Дело в том, что дороговизна алкоголя привела к стремительному росту теневого сектора. По оценкам экспертов, в легальном секторе сейчас находится всего 35% всего объема продукции. При этом каждое новое повышение цен чревато дальнейшим ростом объемов фальсификата. Буквально в марте, вскоре после повышения минимальной цены на водку, стало известно о шокирующем случае, когда в поселке Красный Великан от массового отравления спиртосодержащей жидкостью пострадали 44 человека, 14 из них погибли.

При этом цены на алкоголь, согласно проводимой антиалкогольной кампании, продолжают повышать. С 11 марта в России вступил в силу приказ Росалкогольрегулирования о повышении розничных цен на крепкие спиртные напитки, а именно на водку, коньяк и бренди. Если ранее минимальная стоимость пол-литровой бутылки водки в розницу была 170 рублей, то теперь она составляет 199 рублей. Более того, еще одно повышение цен на алкогольную продукцию уже запланировано на 1 августа 2014 года – минимальная цена водки вырастет до 220 рублей за 0,5 литра.

«Объяснить вторую позицию по расходам на алкоголь в мире могут два показателя: высокий уровень потребления и высокие цены на алкоголь. В среднем алкоголь в России стоит дороже, чем в других странах. Следовательно, совокупные траты на него выше, нежели у друзей заграничных. А если еще учесть, что уровень заработной платы часто недотягивает до американского или европейского, то все встает на свои места и 2-я позиция не вызывает удивления», – сказала «НИ» первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.

Однако, как сказал «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, положительный эффект для здоровья россиян все же прослеживается. «За последние два года, со времени начала антиалкогольной кампании, в том числе путем повышения цен на спиртное, запретом на ночные продажи, смертность от заболеваний, связанных со случайными отравлениями, то есть когда, грубо говоря, человек попросту «перепил», снизилась в 3 раза. Только по этому показателю раньше фиксировалось до 20 тыс. смертей в год. Сейчас наблюдается существенное снижение по этому показателю, что говорит о том, что принимаемые меры дают эффект. Хотя проблема «русского пьянства» больная, тянущаяся из предыдущих десятилетий, за раз ее не решить», – сообщил г-н Янин.

Впрочем, есть и иная точка зрения. «Судя по всему, пока меры по повышению минимального ценника на алкоголь особенного эффекта не дали – собственно, что и ожидалось от заградительной меры такого типа. Даже если цена будет на 50–70% выше от текущей, спрос на такой продукт все равно останется. Проблему нужно решать изнутри, за счет работы с населением в том числе. Теневой рынок, который растет примерно на 10–15% в год, тоже сбрасывать со счетов никак нельзя», – предположила в беседе с «НИ» аналитик Международного финансового центра Анна Линевская.

"