Posted 28 апреля 2011,, 20:00

Published 28 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:29

Updated 8 марта, 06:29

Бензин не пойдет на экспорт, но подорожает

Бензин не пойдет на экспорт, но подорожает

28 апреля 2011, 20:00
Бензин не пойдет на экспорт, но подорожает

Как сообщил вчера на селекторном совещании с субъектами РФ замминистра энергетики Сергей Кудряшов, «Минэнерго РФ и российские нефтяные компании приняли решение закрыть экспорт нефтепродуктов в мае с целью насыщения внутреннего рынка бензином». Одновременно чиновник предупредил, что цены на топливо в стране могут вырасти в ближайшее время на 5%. Все это призвано решить проблему дефицита, которая остро стоит сейчас в некоторых регионах. Вместе с тем, как подчеркнул замминистра, введение государственного регулирования цен на бензин он «не считает возможным». По его словам, «такой необходимости нет, потому что у нас достаточно запасов нефтепродуктов».

Григорий Бирг, эксперт независимого аналитического агентства, заявил по этому поводу «НИ»: «Правительство сейчас уже пожинает плоды долгого искусственного сдерживания цен на бензин и использования нерыночных методов регулирования рынка в ущерб развитию конкурентоспособности отрасли». По его словам, «властям стоит задуматься о реформе системы налогообложения нефтегазовой отрасли, сделать ее более рыночной и исходить из принципов доходности». Другие опрошенные «НИ» аналитики также убеждены: нынешняя угроза дефицита топлива стала результатом административного запрета повышать цены на бензин. Между тем в 2011 году акцизы на него повысились в зависимости от класса на 29–50%, а на дизельное топливо – вдвое. В результате розничная цена сравнялась с оптовой, и независимые АЗС, коих, по подсчетам Минэнерго, в стране 50%, просто не смогли закупать горючее у нефтепереработчиков.

Временное прекращение экспорта вряд ли решит проблему до конца. Достаточно сказать, что в прошлом году Россия вывозила всего 3 млн. тонн бензина, и это едва ли влияло на ситуацию внутри страны. Решением проблемы и способом исключения ценовых сговоров, которые сейчас энергично ищет ФАС, могло бы стать создание электронных топливных площадок. Однако, как отметил г-н Кудряшов, одна из причин сложившейся ситуации – то, что «независимые трейдеры оказались не готовы к работе с электронным терминалом на бирже». Для этого нужно готовить специалистов. Пока же, как рассказал «НИ» Владимир Дрожжинов, директор Центра компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в РФ, «многие участники рынка часто не попадают на электронные тендеры просто в силу элементарной неграмотности: они, например, набивают названия компаний не на латинице, а по-русски».

"