Posted 28 февраля 2012,, 20:00

Published 28 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:47

Updated 8 марта, 05:47

Обуздать социалку

28 февраля 2012, 20:00
Минфин РФ намерен разработать новые правила при подготовке проекта главного финансового документа страны на 2013–2015 годы с тем, чтобы сузить коридор для «маневренности бюджета». Правда, по расчетам ведомства, в полную силу правила смогут заработать не ранее 2016 года. Эксперты называют предлагаемые меры «бухгалтерски

Глава Минфина Антон Силуанов признал, что пока формулу для новых правил не вывел, но объяснил суть необходимых нововведений. Правила, по его словам, нужны не для того, чтобы создавать новые статьи расходов или увеличивать существующие, а чтобы четко определить, какой объем бюджетных средств могла бы потратить Россия при той или иной экономической конъюнктуре, исходя из определяющего ограничения – цены на нефть.

По мнению министра, правила могут предусматривать снижение цены на нефть, закладываемой в бюджет. Ранее г-н Силуанов предлагал ориентироваться на некую «середину» за 10 лет, чтобы балансировать бюджет при цене 70 долларов за баррель. Таким образом, можно было бы управлять бюджетными рисками, не прибегая к заимствованиям. Правда, с «небольшой» поправкой: сегодня эта мера практически неосуществима из-за объема взятых гособязательств. На 2012 год, обратил внимание министр, в бюджет заложена цена на нефть на уровне 100 долларов за баррель, при дефиците 1,5% ВВП, а сбалансирован он мог бы быть при 117 «зеленых» за бочку. А для бюджетного маневра, по словам г-на Силуанова, никаких возможностей, кроме как в пределах действующей налоговой системы и расходных параметров, нет. Увеличение расходов на приоритетные направления в 2% ВВП возможно, но «все зависит от усилий по бюджетной консолидации».

При этом глава Минфина отказался от идеи бюджетной консолидации за счет повышения налогов. «Увеличивать налоги, когда другие страны это делают, но делают, из-за того, что нарастили раньше долги, нецелесообразно», – отметил он, предложив провести бюджетную консолидацию за счет сокращения неэффективных расходов. К ним министр отнес затраты на пенсионную реформу, образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Напомним, что ранее он предложил большинство госуслуг в этих сферах отдать рынку.

«Расходы бюджета – результат созданной политики», – констатирует эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебедянская. Она считает необходимым введение неких правил, но сомневается в их эффективности, если государство продолжит увеличивать расходы. «На самом деле перейти к новым правилам ранее предполагалось к 2015 году, если вспомнить послание президента. Но государственные расходы сейчас находятся на таком уровне, что едва ли удастся прорваться к намеченному и в 2016 году. Ведь страна нарастила расходы в тех сферах, где невозможно сокращение. Невозможно повысить пенсии, а потом понизить их. Да, перед кризисом страна тоже наращивала расходы, но тогда у нас был резерв, и риски были не столь опасны, как сегодня», – сказала «НИ» Елена Лебедянская. По ее прогнозам, «если цены на нефть будут выше, то к правилам перейти будет проще».

Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен, что «бухгалтерский подход» в бюджетном планировании обречен на провал. «В Минфине собираются и пенсию индексировать по цене на нефть? «Бухгалтерам» ведомства надо понять, что расходы – не выброшенные на ветер деньги, а инвестиции в производство, в инфраструктуру, социальный капитал», – подчеркнул «НИ» ученый.

"