Posted 28 января 2013,, 20:00

Published 28 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:03

Updated 8 марта, 05:03

Частная лавочка для Резервного фонда

28 января 2013, 20:00
В скором времени в России появится новая структура, призванная распоряжаться средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ), – Росфинагентство. Ее создание уже одобрила в первом чтении нижняя палата парламента, причем «за» голосовали в основном члены «Единой России». Парламентская оппозиция в св
Сюжет
Деньги

Правительственный законопроект о создании Росфинагентства Госдума приняла в минувшую пятницу. Согласно документу Минфин будет вправе привлечь организацию к выполнению функций по размещению и учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ), а также для выполнения функций по размещению, выкупу, обмену, обслуживанию, погашению и учету государственных долговых обязательств РФ. В настоящее время указанные функции выполняет сам Минфин и частично Центробанк.

Основное нарекание противников законопроекта вызвал пункт о том, что Росфинагентство планируется утвердить в форме ОАО, акции которого свободно обращаются на рынке. В заключении комитета по бюджету и налогам Госдумы, в частности, говорится, что статус акционерной компании будет способствовать росту коррупции и выводу средств РФ за рубеж. Члены профильного комитета обратили внимание, что на основании пункта 1 статьи 97 Гражданского кодекса РФ участники акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Между тем в законопроекте отсутствуют положения об обязательной доле государства в уставном капитале Росфинагентства. Законопроект не устанавливает каких-либо требований к акционерам и не определяет последствий нарушения ими этих требований, не регулирует вопросы внутреннего и внешнего контроля. Это, по мнению депутатов, может привести к несоблюдению целей управления средствами госфондов. Чтобы этого избежать, законодатели рекомендуют определить в тексте законопроекта порядок размещения активов и открытия счетов специализированных финансовых организаций в кредитных организациях с участием государства, а также порядок, условия и объемы средств ФНБ, передаваемых Росфинагентству в доверительное управление. Росфинагентство же предложено включить в перечень стратегических организаций и установить парламентский контроль над его деятельностью.

Депутат-эсер Оксана Дмитриева, являющаяся зампредседателя комитета ГД по бюджету и налогам, уверена, что в случае принятия законопроекта государственные деньги, по сути, уйдут непонятно куда. «Деньги и виртуальные акции идут по цепочке от акционерного общества в другие акционерные общества, потом вкладываются в финансовые агентства, а они передают их еще дальше, и, как говорится, ищите ветра в поле...», – заявила депутат. Беспокойство депутатов понятно: речь идет об очень больших деньгах. На 1 января 2013 года объем средств Резервного фонда составлял 1 трлн. 885 млрд. руб., ФНБ – 2 трлн. 690 млрд. руб. Впрочем, нельзя не отметить, что, как заявил ранее замминистра финансов Сергей Сторчак, на первоначальном этапе Росфинагентство получит в управление только 10% ФНБ. Чиновник пояснил, что речь идет о первом годе существования новой структуры, в который будет осуществляться тестирование работы агентства. В дальнейшем объем средств под управлением будет постепенно увеличиваться, однако пока сложно предсказать, какими темпами и какая доля суверенных фондов будет окончательно передана Росфинагентству. Сторчак отметил, что весь объем средств Резервного фонда и ФНБ, скорее всего, Росфинагентству не будет передан никогда.

Главный экономист Центра развития при Высшей школе экономики Валерий Миронов соглашается с тем, что определенные риски есть, так как ослабеет контроль за госрезервами со стороны государства, но при этом он считает, что плюсов от создания такого агентства все же больше. «Специализированное агентство, которое может привлекать профессиональных портфельных управляющих, лучше будет управлять, чем чиновники, которые этим сейчас занимаются, – пояснил «НИ» эксперт. – Очень многие страны используют подобную практику, выводя эти активы под управление специализированных агентств. Наши резервы третьи в мире по величине после Китая и Японии, поэтому здесь даже небольшое улучшение в эффективности управления приведет к колоссальным результатам. Вместе с тем деньги нужно защищать от вывода, такие риски действительно есть».

Депутаты, впрочем, не питают особых иллюзий по поводу «частников», которыми вполне могут оказаться родственники или друзья неэффективных чиновников. Ко второму чтению, которое ожидается через месяц, они уже готовят свои поправки. «Основные претензии связаны именно с тем, что эта структура является частной компанией, которая лишь частично попадает под контроль государства, – пояснил «НИ» зампредседателя комитета по бюджету и налогам, представитель ЛДПР Максим Рохмистров. – Простой пример: на руководителей ОАО не распространяется закон о госслужащих, соответственно отсутствует контроль за их доходами – какие они получают бонусы и так далее. У нас достаточно примеров, когда операторы бюджетных средств вдруг получают зарплаты и бонусы в десятки миллионов долларов, причем доходность по бюджетным средствам не превышает 1–2%. Счетная палата при этом констатирует неэффективность использования бюджетных средств, и мы никак на это повлиять не можем. Такая ситуация настораживает, и не хотелось бы, что это повторялось».

"