Posted 28 января 2010,, 21:00

Published 28 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:07

Updated 8 марта, 07:07

Вам в Москве легко работается?

28 января 2010, 21:00
Прошлой осенью в своем исследовании «Ведение бизнеса в России-2009» Всемирный банк поставил Москву на последнее место с точки зрения условий для предпринимательства и открытия своего дела. «НИ» решили выяснить, разделяют ли такую оценку сами бизнесмены, работающие в городе. На страницах нашей деловой вкладки уже выступ

«Проблем нет, если работать по-черному»

Руслан ГУСАКОВ, предприниматель (поставка автозапчастей):

– У нас никаких проблем нет. Налоги мы не платим, никому ничего не должны. Потому что работаем по-черному. Здесь действует простой принцип: чем больше ты в тени, тем меньше проблем. Чем белее становишься, тем больше проблем. То же самое говорят мои знакомые, которые пытаются заниматься бизнесом в Москве. Основная проблема – это большие налоги. У меня несколько знакомых, которые желают уйти в тень. Большие фирмы работают так: верх белый, остальная часть айсберга черная. Хочешь жить – умей вертеться. Конечно, настроение такое, что как посмотришь, что тут у нас творится, думаешь: да ну в баню все, уезжать отсюда надо. Были бы правила, по которым можно было бы играть нормально, было бы другое дело. А так они есть, но их произвольно корректирует конкретный чиновник, который сидит у тебя на шее. Что толку, что закон писан, если он не исполняется! А раз они с нами так – мы уходим в тень. Даже в ельцинское лихое время и то все было проще, чем сегодня.

«Властям не хватает открытости»

Александр ЖАРКОВ, руководитель Московского городского отделения «ОПОРы России»:

– Главная проблема – это недостаточная открытость власти для малого предпринимательства. Например, московское правительство действительно открыто, но на уровне префектур и управ, я считаю, – уже недостаточно. То есть режим одного окна в принципе работает, однако предприниматели владеют информацией не до конца: как оно работает, какие документы надо сдавать. Не помешала бы пропаганда открытости власти, совместные бизнес-форумы. В целом атмосфера в городе нормальная, все ничего, но бывает, отдельные чиновники перегибают палку. Когда в стране кризис и все говорят, что надо малый бизнес поддерживать, звучат выступления, например, о том, что нужно закрывать торговые павильоны на автобусных остановках. А это означает, что вопрос ставится сразу кардинально о прекращении бизнеса.

«Так просто даже взятку не возьмут»

Анатолий БЕЛЫЙ, предприниматель (сфера развлечений):

– Работается в Москве плохо. У нас очень много регулирующих органов. Допустим, открываете ресторан, как я пытался это сделать в свое время, так там сразу налоговая, милиция, пожарники, Госнаркоконтроль и так далее. Они начинают вас терроризировать, причем делают все по закону. Вот вы пришли получать лицензию на алкоголь, ваши документы смотрят и находят ошибку на первой странице. Вас разворачивают. Приходите второй раз – находят ошибку в другом документе, и опять от ворот поворот. При этом инспектор поступает так, как написано в инструкции: нет какого-то документа – развернуть. Но ведь нигде не написано, что он должен посмотреть сразу все, что вы принесли, а ему удобнее по частям – чтобы каждая ошибка исправлялась по мере ее обнаружения. Наши граждане думают, что в такой ситуации надо дать взятку, и пытаются это сделать. Но так просто даже взятку у тебя не возьмут! Надо еще очень сильно попросить. Даже если трижды предложите чиновнику взять у вас взятку, он у вас ее не возьмет. А на десятый раз он вам скажет: ну, вы знаете, мне-то лично от вас ничего не надо, это вам от меня надо, но я, так и быть, для вас свой ход конем придумал. У нас есть фонд специальный, для спортсменов-инвалидов, вы туда перечислите 50 тыс,. и мы ускоримся, буквально завтра у вас будет лицензия. Вы спрашиваете: а 30 тыс. нельзя перечислить? Вам отвечают, что можно, но тогда лицензия будет послезавтра. И вы никак не сможете изменить эту систему, потому что формально с вами поступают правильно, по закону. Ведь ошибки действительно нужно исправлять. Просто процедура исполнения закона такова, что в ней слишком много, как это называет наш президент, коррупционной составляющей.

"