Posted 28 декабря 2017,, 09:00

Published 28 декабря 2017,, 09:00

Modified 7 марта, 17:09

Updated 7 марта, 17:09

Регионы проверили на бюджетную открытость

Регионы проверили на бюджетную открытость

28 декабря 2017, 09:00
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ презентовал рейтинг регионов по уровню открытости бюджетных данных.
Сюжет
Бюджет

Авторы исследования указывают на то, что существуют важные универсальные принципы для обеспечения открытости бюджетных данных. В их числе: предварительное санкционирование, доступность для общества, единство данных, их регулярность и своевременность, а также конкретность, качество, публичность и ориентированность на потребителя.

Не секрет, что проект закона о бюджете имеет особую значимость. Как правило, он привлекает к себе больше внимания, нежели любой другой бюджетный документ. В нем излагаются намерения исполнительной власти по вопросу реализации государственной политики на очередной год и плановый период. Именно своевременное размещение в открытом доступе проекта бюджета и материалов позволяют понять эти намерения и, в силу обратной связи, поставить их в более конструктивные рамки.

Авторы рейтинга также указывают на то, что «открытость в данном случае выступает в качестве системы сдерживания против необоснованных или ошибочных решений исполнительной власти».

«Проект бюджета следует выделить особо еще и потому, что по нему на региональном уровне обязательным является проведение публичных слушаний. Эта возможность позволяет гражданам не только наблюдать за происходящим в сфере общественных финансов, но и непосредственным образом участвовать в нем. Повышенное внимание к проекту бюджета обуславливает необходимость его широкого распространения вместе с сопутствующей документацией, помогающей разъяснить бюджетное предложение исполнительной власти», - говорится в пояснительной записке к рейтингу.

В связи с составлением проекта бюджета и его внесением в законодательный орган, специалисты рекомендуют использовать следующие информационные поводы: разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики региона, внесение проекта бюджета в законодательный орган, разработка версии «бюджета для граждан», проведение публичных слушаний, рассмотрение проекта бюджета законодательным органом, подписание закона о бюджете высшим должностным лицом субъекта РФ.

Таким образом, бюджетные данные считаются общедоступными, если их можно гарантированно найти и ознакомиться с их содержанием в заранее известное время. Самый простой и экономичный способ сделать документы общедоступными – разместить их в открытом доступе в интернете. По сути, обнародованный рейтинг отражает способность региональных властей профессионально работать в интернет-пространстве: систематизировать информацию на сайте, привести в соответствие содержание и заявленные наименования данных, обеспечить взаимосвязь элементов так, чтобы человек легко мог найти данные о бюджете.

Учитывается консолидированность, регулярность, своевременность и полнота предоставляемых данных. Приветствуется конкретика: чем больше точных цифр и данных представлено, тем проще получить представление о планируемых расходах.

Роль сыграли даже форматы файлов: так, более высокую оценку власти получали за размещение данных в форматах, облегчающих повторное использование и поиск в информационном массиве.

Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин напомнил, что Минфин регулярно публикует рейтинг регионов по уровню открытости бюджетных данных, начиная с 2015 года, когда наиболее ярко проявили себя проблемы роста их долговой нагрузки и расширения дефицитов бюджетов, что привело к необходимости увеличения трансфертов из федерального бюджета и реализации прочих мер поддержки.

«Рейтинг позволяет отобрать регионы с высоким уровнем бюджетной дисциплины и стимулировать ее дополнительной поддержкой из федерального бюджета. Помимо этого, анализируются и внедряются лучшие региональные практики», - указал эксперт.

По его мнению, сам по себе рейтинг в текущем его виде носит больше технический характер: «Исключение составляет подрейтинг сводной оценки уровня представления субъектами Российской Федерации информации о бюджете и бюджетной системе в понятной форме. В этом случае в числе аутсайдеров – ряд регионов Сибири и Кавказа».

Направление рейтинга «Бюджет для граждан» включает в себя четыре группы. В частности, в группу с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных среди прочих вошли Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Костромская Тульская и Ярославская области.

Ярославская область ведет достаточно эффективную работу по повышению открытости информации. Согласно рейтингу публикации органами государственной власти информации в формате открытых данных, подготовленному Аналитическим центром при Правительстве РФ, регион вошел в тройку лидеров по количеству наборов открытых данных. Достижениями в вопросе прозрачности бюджетных данных может похвастаться и саратовский губернатор Валерий Радаев.

Тульская область набрала по направлению 100 баллов, как и ее «соседи» по группе. В своем послании депутатам областной Думы и населению Тульской области губернатор Алексей Дюмин вновь заявлял, что власть должна становиться более открытой, а люди – иметь больше возможностей участвовать в решении социально-значимых проблем и задач. Им предложен целый ряд решений, который также приближает каждого жителя к участию в обсуждении, формировании и контроле бюджета.

Не удивляет и достойная позиция в рейтинге Калужской области. Региональные власти во главе с губернатором Анатолием Артамоновым уделяют самое пристальное внимание проблеме открытости органов власти. В частности, в рейтинге проектного центра «Инфометр» регион занял четвертое место – при составлении рейтинга эксперты оценивали публикации ведомств, отвечающих за культуру, здравоохранение и финансы.

Саратовская область также устойчиво входит в тройку лидеров среди регионов Приволжского федерального округа по данному показателю.

Эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов утверждает, что бюджетная открытость важна для того, чтобы средства распределялись не узким кругом депутатов и чиновников, а широкими слоями населения. «Очень важными в этом плане представляются проекты инициативного бюджетирования, когда жители сами решают на что направить бюджетные средства. Есть и дополонительные проекты по данному направлению в регионах. Например, Тульский проект инициативного бюджетирования «Народный бюджет» стал лучшим на Всероссийском конкурсе социально-экономического развития регионов в 2016 году. Это и предопределяет хорошие позиции области в рейтинге», - пояснил Тихонов.

Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков пояснил, что открытый бюджет – это идеология открытого государственного управления.

«В данном рейтинге используется методология ISO серии 9000, ориентированная на потребителя (менеджмент для достижения устойчивого успеха) и это очень важно, что учитывается именно удобство для граждан. Что касается лидеров и аутсайдеров, то тут вопрос к персоналиям. Среди регионов с очень высоким уровнем открытости – Сахалин, Иркутская область, Тульская, Ивановская область, Адыгея, Калмыкия, Башкирия. Среди регионов с просто высокой открытостью – Калужская, Московская область, т.е. очень разные регионы. А среди аутсайдеров – Томская область, Ингушетия, Самарская область. Здесь вопрос в подходах, автоматизации информации и новых методах работы. По сути, нужно больше заниматься перестройкой в подходах к работе с документами и цифрами, а не ждать пинков из Москвы», - заключил Гращенков.

Группа регионов с высоким уровнем открытости бюджетных данных представлена Архангельской, Курганской, Челябинской, Магаданской областями, Республикой Калмыкия, Республикой Марий-Эл, Мордовией, Забайкальским краем.

Низкий уровень открытости продемонстрировали два региона – Кемеровская область и Еврейская автономная область, а группа с очень низким уровнем содержит всего одного участника – Республику Ингушетию. Эксперты утверждают: столь низкие позиции указанных регионов красноречиво говорят о том, что работа, направленная на повышение прозрачности бюджетного процесса, фактически не ведется или же провалена в этой области.

Открытость бюджета – это один из важных критериев оценки региональных властей. Фактически он показывает уровень доверия между государством и населением, готовность к сотрудничеству и предоставляет возможность совместной доработки и усовершенствования такого важного документа, как бюджет области.

"