Posted 27 декабря 2013,, 20:00

Published 27 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:33

Updated 8 марта, 04:33

Объем импорта-экспорта РФ достиг 1 трлн. долларов

27 декабря 2013, 20:00
Объем импорта-экспорта РФ достиг 1 трлн. долларов
Сюжет
Импорт

В 2013 году внешнеторговый оборот России, по данным Минэкономразвития, впервые в истории превысит отметку в 1 трлн. долларов США. Товарооборот составит около 850 млрд. долларов, а торговля услугами превысит 200 млрд. долларов. По данным ФТС, за 10 месяцев текущего года объем внешней торговли составил 688,8 млрд. долларов, из которых 429 млрд. долларов – это экспорт, 259,8 млрд. долларов – импорт.

Как рассказал «НИ» руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Кондратьев, однозначного плюса от увеличения внешнеторгового оборота нет. «Если посмотреть на структуру внешней торговли, то мы видим, что по-прежнему более 70% экспорта составляют нефть, газ и другое минеральное сырье. При этом доля товаров с высокой добавленной стоимостью (машин, оборудования, наукоемких товаров) не только мала, но и стабильно снижается. Да, государство получает налоги от экспорта сырья, но в долгосрочной перспективе это путь тупиковый», – сказал эксперт.

Вместе с тем в российском импорте преобладают товары с высокой добавленной стоимостью. «Было бы неплохо, если бы импортировалось технологическое оборудование для модернизации промышленности, как это было в период индустриализации СССР, но ведь мы завозим уже готовую продукцию, а подавляющую часть импорта составляют товары потребительского спроса», – говорит эксперт.

Собеседник «НИ» обратил внимание на то, что в структуре импорта большую долю занимают готовые автомобили и запчасти к ним. «Доля импорта автомобилей в структуре покупок в настоящее время составляет 30–40%. Это нонсенс, ведь мы хотим развивать собственное автопроизводство. Например, в Китае доля импорта авто составляет всего 3%, в Индии – 1%. Даже в Бразилии, где нет национальных автомобильных брендов, вся продукция, выпускаемая глобальными автоконцернами, производится внутри страны. Таким образом, вся добавочная стоимость создается в стране, а не за ее пределами», – рассказал г-н Кондратьев.

«За последние двадцать лет мы превратились в страну, которая все вывозит и все ввозит. Доля экспорта-импорта в ВНП России сейчас одна из самых высоких в мире. При этом собственное производство товаров для внутреннего потребления сократилось до минимума. Вместе с тем все развитые страны борются за увеличение добавленной стоимости, производимой их национальными экономиками», – резюмировал эксперт.

"