Posted 27 октября 2009,, 21:00

Published 27 октября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:35

Updated 8 марта, 07:35

Билет в Анголу

27 октября 2009, 21:00
Как сообщил вчера глава Минэнерго РФ Сергей Шматко, 22 декабря Россия примет официальное участие во внеочередной 155-й сессии Организации стран–экспортеров нефти (ОПЕК), которая пройдет в Анголе. Главной темой встречи станет изменение нефтяной политики стран-участниц в условиях меняющейся мировой экономики, постепенно

По словам Сергея Шматко, «взаимоотношения России и ОПЕК за последнее время принципиально не изменились, стороны по-прежнему придерживаются идеи активного взаимодействия». Также министр подтвердил, что в конце года Россия и ОПЕК проведут совместный семинар, где будут проанализированы возможности для углубления сотрудничества и перспективы подписания меморандума о координации, который ранее Москва направила картелю. Кроме того, г-н Шматко выразил надежду на дальнейшее взаимодействие с точки зрения обмена информацией и анализа ситуации на мировом рынке энергоресурсов.

«Наравне с Норвегией и Мексикой Россия является наблюдателем в ОПЕК. Мы готовы координировать свою политику по правилам картеля, но не подчиняться его решениям, – пояснил «НИ» ситуацию директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. – Мы также заинтересованы в том, чтобы рынок и цены на нем были стабильны, у России очень много общих интересов с ОПЕК. Так, вице-премьер РФ Игорь Сечин не раз выступал на их сессиях с большими докладами о том, как можно модернизировать систему ценообразования, зачем создавать резервы. Но у нас нет намерений становиться полноправным членом картеля и попадать под тот режим, который он установил».

«На подобных встречах наши возможности ограничены лишь обсуждениями проблем. Войти в ОПЕК мы не можем – у нас нет на это юридического права, и реальных шагов к такому вступлению Россия вряд ли сделает, – поделился с «НИ» мнением заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов. – Тут можно говорить только о моральной поддержке. Наша позиция относительно нефтяной политики проста: чем выше цены на «черное золото», тем лучше. Добычу нефти мы увеличить не можем. Известно, что наш бюджет считается, исходя из 58 долларов за баррель, и любая цена выше этой для нас является хорошим знаком. Однако мы не обязаны подчиняться решениям картеля – на эту тему были уже прецеденты».

Эксперт имеет в виду коллизию в отношениях между Россией и ОПЕК, произошедшую в июле 2002 года. Тогда на фоне падения цен на нефть картель потребовал от Москвы сократить добычу и экспорт своих энергоресурсов. Президент картеля даже угрожал опустить мировую цену на «черное золото» до 5 долларов за баррель. На словах Россия присоединилась к мерам ОПЕК, но, по официальным статистическим данным, продажа нашей нефти на внешних рынках непрерывно росла. Конфликт был исчерпан благодаря тому, что цены на «черное золото» повысились накануне иракского кризиса.

«Наше участие в сессиях ОПЕК как крупнейшего мирового поставщика нефти вполне закономерно. Мы присутствуем на стороне экспортеров, то есть тех, кто заинтересован в увеличении своих доходов, – продолжает Сергей Ежов. – В ОПЕК много политики, и порой о картеле говорят больше, чем он оказывает реального влияния. То, что он, например, снизил или увеличил добычу на пару миллионов баррелей, глобально на рынке не отразится. Совершенно ясно, что организация существует за счет Саудовской Аравии, которая, как главное заинтересованное лицо и балансирующий поставщик, имеет возможность некоторого маневра. А все остальные – сколько могут, столько и добывают».

Кстати, о добыче. Предстоящая встреча непременно коснется увеличения производства энергоресурса. По крайне мере ранее об этом заявлял гендиректор ОПЕК Абдалла Салем эль-Бадри. «Организация стран–экспортеров нефти без колебаний примет решение об увеличении производства нефти на предстоящей встрече стран–участниц ОПЕК в случае формирования к декабрю 2009 года необходимых для этого условий, – подчеркнул он. – То есть, если мировая экономика будет демонстрировать признаки выхода из глобального экономического кризиса, цены на нефть будут высокими, а запасы углеводородного сырья по всему миру будут сокращаться». Напомним, что на последней встрече стран–участниц ОПЕК, проходившей в сентябре в Австрии, было принято решение оставить объем добычи нефти без изменений – на уровне 24,85 млн. баррелей в сутки, установленном в январе 2009 года.

Сейчас Россия не может увеличить поставки. «У нас резервных мощностей нет – для этого нужны колоссальные инвестиции, – констатирует Владимир Фейгин. – Резервы позволяют с легкостью управлять поставками, как это делает Саудовская Аравия. Но ей это гораздо дешевле – у страны другие месторождения и условия. У нас многие нефтяные источники находятся в такой фазе эксплуатации, где невозможна остановка работы, поскольку возобновление будет довольно проблематичным. Их нужно постоянно поддерживать».

Кто входит в ОПЕК

В состав Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), на долю которой приходится около 40% мировой добычи нефти, входят 12 государств: Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ и Венесуэла.

"