Posted 27 сентября 2009,, 20:00

Published 27 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

Дают добро

27 сентября 2009, 20:00
В конце прошлой недели в Алма-Ате на заседании комиссии по созданию Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном были одобрены единый таможенный тариф и единый таможенный кодекс. Они вступят в силу 1 января и 1 июля 2010 года соответственно. Эксперты, отмечая в этом факте «позитив», не забывают и о пробле

Основной трудностью в ходе формирования Таможенного союза (ТС) стало унифицирование норм и тарифов трех государств. Теперь, по словам вице-премьера РФ Игоря Шувалова, эта работа проделана полностью, и дело осталось за решением технических вопросов, а именно, подписанием в конце ноября главами России, Белоруссии и Казахстана соглашения о формировании ТС. Выгоды, которые несёт в себе создание союза, по мнению секретаря комиссии ТС академика РАН Сергея Глазьева очевидны: его формирование поможет устранить торговые барьеры, что в будущем приведет к созданию единого экономического пространства. Это же в свою очередь сделает возможным появление единого рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы, единой валюты, общей системы правового регулирования хозяйственной деятельности и стратегического планирования.

Расчеты, проведенные учеными РАН по совмещенной модели межотраслевых балансов государств – участников ТС, показали: суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно 400 млрд. долларов. Россия при этом получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Белоруссия – 16,1%, Казахстан – 14,7%. Кроме того, координация усилий позволит эффективнее бороться с последствиями экономического кризиса, а именно – с падением экспортного спроса. Россия, как наиболее экспортно-ориентированная из трех государств, благодаря созданию ТС сможет в широком масштабе выйти на внутренние рынки Белоруссии и Казахстана.

Однако, как отмечают специалисты, это может стать палкой о двух концах. Многие отечественные производители рискуют оказаться в невыгодном положении после активизации механизма ТС. Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин рассказал «НИ»: «Проиграть могут, например, отечественные производители молока. В Белоруссии сельскому хозяйству в общем и производителям молочной продукции в частности выделяются внушительные субсидии, потому-то белорусское молоко стоит дешевле отечественного. Этот фактор в рамках Таможенного союза может привести к демпингу на российском рынке. Наши производители окажутся на грани выживания».

В принципе, признал ученый, в большей или меньшей степени субсидирование сельского хозяйства производится всеми странами еврозоны, однако это не приводит к серьезным конфликтам между ними, так как в Европе имеется наднациональный арбитражный орган, который ищет компромиссы, урегулирует споры, возникающие на торгово-экономической почве. «Создание подобного органа помогло бы решить и ряд проблем, которые возникнут после формирования ТС. Однако загвоздка в том, ему в таком случае должна быть делегирована львиная доля полномочий, которые раньше осуществлялись самими государствами, а готовы ли они поделиться – это вопрос», – отмечает г-н Жаркин.

Другая серьезная проблема – платежное средство. В качестве такового внутри общего таможенного пространства пока предполагается использовать российский рубль. Белоруссия и Казахстан поддерживают эту идею, тем более что рубль – свободно конвертируемая валюта на территории стран СНГ. Однако переход на единую валюту подразумевает выделение баснословных по современным кризисным временам сумм для Белоруссии и Казахстана. Минск, например, для этого требует 100 млрд. руб. Негативно для России рискует обернуться и перенесение таможенных рубежей на внешние границы ТС. Скажем, фитосанитарный контроль, который сейчас осуществляется РФ в рамках таможенных процедур на своей границе, не осуществляется Белоруссией и Казахстаном. Поэтому либо Москве придется отказаться от этой процедуры, либо будет заниматься организацией фитосанитарных контрольных пунктов на границах Белоруссии и Казахстана, привлекая для этого свои бюджетные средства.

Да и с ВТО, от вступления в которую мы не отказались, могут возникнуть проблемы. У решения присоединяться к этой организации втроем сразу немало «плюсов» и «минусов». По мнению большинства экспертов, негатива все-таки больше: Россия на 90 % согласовала условия своего вступления, Казахстан – на 60 % с лишним, а Белоруссия – только наполовину.

"